Упражнения и игры для развития моторики

Мелкая моторика – это степень владения тонкими движениями мелкой мускулатуры кистей рук. От её уровня прямо зависит речевая деятельность ребёнка, развитие интеллекта, памяти, внимания. Современные малыши – дети эпохи высоких достижений технического прогресса. В отличие от родителей, им редко доводится выполнять множество манипуляций пальцами в быту – даже шнурки и пуговицы сегодня сменили «липучки» и «молнии». Чтобы развить столь необходимую каждому ребёнку мелкую моторику, с самого раннего возраста следует ежедневно выполнять игровые упражнения для кистей рук.

Игры для развития моторики

Малыши тянутся к предметам и начинают хватать их в младенческом возрасте. Начинать игры на развитие мелкой моторики полезно с восьми месяцев. Существует множество игровых упражнений для разных периодов роста вашего ребёнка. Наиболее распространённые:

  • Гимнастика для пальчиков. У младенцев хорошо массажируют и развивают мелкую моторику пальчиковые игры «Сорока-ворона кашу варила», «Ладушки». Для детей с четырёх-пяти лет можно организовать пальчиковый кукольный и теневой театр.
  • Игры для развития моторики с бумагой. Младенцы с удовольствием изучают листы цветной бумаги – осматривают, ощупывают и разрывают. Малышам с года до полутора предлагают разворачивать завёрнутые в бумагу предметы. Дети пяти-шести лет охотно вырезают из бумаги или тонкого картона, складывают фигурки.
  • Завязывание бантиков, застёгивание пуговиц и «молний», шнуровка – отличная тренировка для кистей и развития навыков самообслуживания для детей с трёх лет.
  • Лепка. Малышам с двух лет можно предложить скатать шарики, колбаски, сделать отпечатки ладоней, различных предметов. Трёхлетним детям предлагают собрать фигурки из вылепленных взрослыми заготовок. Ребята постарше лепят предметы самостоятельно. Для разнообразия можно предложить сделать аппликацию на картоне или оклеить бутылку, придав ей форму кувшина. Самый безопасный материал для лепки для детей до трёх лет – тесто. С трёх лет можно использовать пластилин и глину, с пяти-шести – кинетический песок.
  • Игры и упражнения с миниатюрными предметами – сортировка круп или бисера (по размеру, цвету), нанизывание бусин. Такие упражнения начинают с трёх лет. Детям с четырёх-пяти лет подойдут более тонкие игры (наполнение мелкими предметами сосуда с узким горлышком) или занятия, нацеленные на результат (создание аппликации). Для аппликации ребёнок сначала рисует картинку на бумаге, затем смазывает её безопасным клеем и «раскрашивает» крупой разного размера и цвета – выкладывает горох, пшено, фасоль, гречку.
  • Игры с нитками. Малышам с двух-трёх лет можно предложить сматывать и разматывать клубки, выкладывать узоры. Детей с четырёх лет обучают плетению, вышивке. Ещё один творческий вариант – создание уникальных интерьерных сосудов. Из простого неказистого кашпо или бутылки можно соорудить авторский вазон. Для этого ёмкость смазывают клеем и обматывают сверху цветными нитками или джутом. Сверху можно приклеить ракушки, пришить бусины.
  • Сборка конструктора, мозаики, пазлов – развлечения, развивающие помимо моторики фантазию и творческое мышление.

Руководствуясь перечисленными идеями, вы можете придумывать новые игры на мелкую моторику, чтобы однообразные занятия не наскучили малышу. Большинство развивающих упражнений не требует покупки дорогих приспособлений – для этого подойдут простые предметы, которые вы всегда найдёте в хозяйстве.

Советы родителям

Чтобы игровые упражнения для развития мелкой моторики давали максимальный эффект, наши методисты подготовили для вас полезные рекомендации:

  • Играйте и выполняйте упражнение вместе с вашим сыном или дочерью. Это способствует формированию доверительных отношений и ускоряет прогресс в обретении полезных навыков.
  • Тренируйтесь постоянно – ежедневно выполняйте не менее одного комплекса упражнений для развития моторики. Если вы по какой-то причине пропускаете занятия, старайтесь заменить их развивающими играми.
  • Занятия должны вызывать интерес – придумывайте новые условия игр, инструменты и позволяйте делать это ребёнку.
  • Следите, чтобы тренировки не утомляли ребёнка. Экспериментальным путём подберите оптимальное время занятий (оно индивидуально для каждого малыша) – если видите, что ребёнок начал уставать, смените вид деятельности.

Самое главное – создайте спокойную, дружелюбную атмосферу, никогда не проявляйте раздражение, если у малыша что-то не получается. Чаще хвалите, поощряйте творческую активность ребёнка. Похвала главных в его жизни людей – мамы и папы – лучшая награда за достигнутые успехи и мощный стимул к дальнейшему совершенствованию.

21.02.2022

Добавить комментарий

Услуги и занятия, упоминаемые в статье

Услуга Кол-во посещений Стоимость

Нейропсихологическая диагностика

Одно посещение — 60 минут

1 3000 р. Записаться

Нейропсихологическая коррекция

Одно посещение — 45 минут

1 2400 р. Записаться

Вам будет интересно

Запишитесь
прямо сейчас!