+7 926 497-05-20
Пн.-Пт.: с 9.00 до 20.00
Сб.-Вс.: с 11.00 до 20.00
+7 926 497-05-20
г. Реутов, улица Октября, д.52, пом.6
г. Москва, улица Лухмановская, д.34, пом.43
Записаться

Этапы психического развития ребенка

25.10.2022

Психическое становление ребенка - это многоступенчатый процесс. Несмотря на то, что каждый ребенок имеет свои индивидуальные особенности, в процессе формирования личности все дети проходят одни и те же возрастные этапы психического развития. Подробный анализ этапов психического развития детей были сделаны психологом Даниилом Элькониным. 

Периодизация включает возрастной диапазон от 0 до 17 лет. 

Младенчество (от 0 до 1 года)

Этот этап психического возрастного развития детей включает промежуток времени от рождения и до достижения ребенком 12 месяцев. Грудничок знакомится с окружающим миром, у него хорошо развит хватательный рефлекс, что позволяет ему брать и исследовать различные предметы. В течение года у малыша развивается крупная и мелкая моторика руки, навыки ползания и ходьбы, начинает формироваться речь, умение играть с различными предметами. Ведущая деятельность на этом этапе психического развития малыша - это эмоциональное взаимодействие с родителями или другими взрослыми, которые осуществляют уход. 

Раннее детство (от 1 года до 3 лет)

Этот этап психического развития длится от одного года до трех лет. Малыш продолжает активно изучать окружающий мир, уверенно ходит,  бегает и прыгает, развивает свои сенсорные навыки через подражание старшим детям и взрослым. Ведущая деятельность на этом возрастном этапе психического развития - это предметно-манипуляционная. 

Одним из наиболее существенных достижений ребенка в психическом развитии является быстрое формирование речи. К концу периода малыш умеет говорить предложениями, задавать вопросы, высказывать оценочные суждения. Ребенок еще не умеет долго концентрировать внимание на одном виде деятельности, быстро устает, требует внимания и заботы от взрослых.

Младший дошкольный возраст (от 3 до 5 лет)

Этот этап психического развития охватывает период от трех до пяти лет. Для него характерны интенсивное развитие речевой и интеллектуальной сферы, возрастание потребности малыша в общении со сверстниками и игровой деятельности.

Старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет)

Период от пяти до семи лет - это время активного развития образного мышления, памяти и концентрации внимания. У ребенка полностью сформированы речевые навыки, продолжается активное расширение словарного запаса, формирование умения высказывать суждения и пересказывать события. Ребенок с удовольствием принимает участие в ролевых играх, начинается активная учебная деятельность (чтение, счет, письмо). На этом этапе продолжается развитие мелкой моторики через различные виды творческой деятельности: рисование, лепка, пазлы, строительство из кубиков и конструктора. 

Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет)

Этап психического развития ребенка в возрасте от семи до 11 лет характеризуется интенсивным развитием интеллектуальной сферы, четко сформированными навыками самоконтроля, стремлением к самоутверждению среди сверстников и активному общению с ними. Ребенок учится строить логические и причинно-следственные связи, у него формируется чувство ответственности перед окружающими. Главная деятельность на этом этапе - учебно-познавательная. Задача родителей и взрослых заключается в том, чтобы помогать ребенку в усвоении новых знаний, оказывать поддержку мотивации к обучению и познанию. 

Подростковый возраст (от 11 до 14 лет)

Один из наиболее сложных и ответственных этапов психического возрастного развития детей начинается по достижению ребенком 11-12 лет и длится до окончания школы. 

На первый план у детей выходит эмоциональное общение со своими сверстниками, стремление к самостоятельности и независимости от мнения и влияния родителей и педагогов. Для многих детей в этом возрасте характерно критическое отношение ко взрослому миру, эмоциональная нестабильность, провокационное поведение. Это также период полового созревания, усиления интереса к противоположному полу, повышенного внимания к своему внешнему виду. Главная деятельность - это доверительное общение со своими сверстниками. 

Юношеский возраст (от 15 до 17 лет)

Некоторые психологи выделяют еще один этап в подростковом возрасте (15-17 лет). В старшем школьном возрасте у детей расширяется диапазон социальных ролей и увлечений. У человека начинает повышаться стремление к саморефлексии и самопознанию, формироваться мировоззрение, заинтересованность в будущей профессии. 

Задача взрослых - помочь ребенку в его учебно-профессиональной деятельности, направить существующие интересы и стремления в правильное русло, помочь с выбором будущей профессии или рода занятий. 

Добавить комментарий

Вам будет интересно

Последние новости центра

Запишитесь
прямо сейчас!