Расстройство аутистического спектра

Расстройство аутистического спектра (РАС) – группа заболеваний, характеризующихся нарушением социально-коммуникативной сферы, стереотипов поведения и двигательной активности. Первые признаки возникают до пятилетнего возраста и сохраняются на протяжении всей жизни. Ребёнок механически повторяет одни и те же действия, практически не имеет интересов, ему трудно входить в контакт и поддерживать отношения даже с самыми близкими людьми. Профессиональная помощь детям с РАС необходима для комфортного общения в привычном кругу, формирования навыков самообслуживания.

Причины развития

Многие родители винят в возникновении РАС у детей своё неправильное поведение, образ жизни, прививки. Однако такое мнение ошибочно – клиницисты, проводившие научные исследования, не обнаружили связи ни с одним из этих факторов. Причины таких расстройств изучены мало. Предполагается, что в их основе лежат пока неизвестные генетические отклонения, а также поражения структур центральной нервной системы (ЦНС).

Доказано, что вероятность развития РАС повышают:

  • Врождённые генные и хромосомные патологии – фенилкетонурия, туберозный склероз, синдром Дауна, синдром Ретта.
  • Возраст родителей – у слишком юных (до 18 лет) и «возрастных» (старше 35-40 лет) матерей, а также отцов после 50 лет дети более подвержены РАС.
  • Недоношенность – фактор риска нормального формирования ЦНС.

Расстройство аутистического спектра в 4 раза чаще возникает у мальчиков, чем у девочек. У родных братьев и сестёр ребёнка с РАС подобная патология развивается крайне редко (если они не близнецы).

Классификация РАС

Понятие «расстройство аутистического спектра» появилось в США, где впервые начала проводиться работа с детьми с РАС. Согласно американскому Диагностическому и статистическому руководству по психическим расстройствам (DSM) в последнем (пятом) издании, РАС включает:

  • Аутизм – задержка психического развития, неспособность к нормальным взаимоотношениям в социуме, монотонность поведения.
  • Синдром Аспергера – отличается от аутизма сохранением речи и познания.
  • Детское дезинтегративное расстройство – возникновение признаков аутизма после периода нормального развития ребёнка.
  • Неуточнённое первазивное расстройство – различные поведенческие отклонения, не полностью соответствующие критериям РАС.

По МКБ-10, понятия РАС не существует, а аутистические патологии включены в рубрику «Общие расстройства психического развития». Кроме перечисленных выше сюда входят:

  • Атипичный аутизм – расстройство с поздним (в возрасте старше трёх лет) началом на фоне выраженной задержки развития, нарушенного восприятия устной и письменной речи.
  • Синдром Ретта – генетическая патология, характеризующаяся умственной отсталостью, нарушением координации, стереотипными движениями.
  • Гиперкинетическое расстройство с умственной отсталостью.

Основные симптомы проявления РАС у детей

Основные признаки РАС у детей:

  • Затруднение в общении с другими людьми – нежелание принимать участие в играх, обзаводиться друзьями.
  • Избегание визуального контакта.
  • Невосприятие и нежелание пользоваться языком жестов, мимики
  • Монотонная речь.
  • Неадекватная реакция на сенсорные воздействия – например, лёгкая переносимость боли, сильного шума, но нетерпимость к прикосновению, шёпоту.
  • Стереотипность действий – бег по кругу, выстраивание игрушек в чётком порядке, приверженность к постоянству во всём.
  • Патологическая привязанность к предметам (часто даже не игрушкам).
  • Повышенная тревожность.
  • Часто – речевые нарушения, скованность походки, неуклюжесть.

Особенности детей с РАС – превалирование логического мышления над построением визуальных образов, воображением. Вопреки сложившемуся мнению, высокий интеллект таких людей не всеобщая норма. Уровень интеллектуальных способностей у них имеет широкий диапазон – от средних показателей IQ до явной одарённости.

Диагностика и лечение

Диагноз устанавливает психиатр по данным клинической картины. Дополнительно проводится логопедическое и неврологическое исследование, психологическое тестирование для выработки программы коррекции.

Лечение детей с РАС осуществляется комплексно. Логопед-дефектолог занимается с ребёнком коррекцией речи, обучает языку жестов. Нейропсихолог проводит поведенческую терапию – учит общению, навыкам конструктивного поведения. Для снятия физической скованности, восстановления координации выполняют массаж, сеансы аппаратной физиотерапии. При необходимости (агрессия, склонность к самоповреждениям, депрессия) назначается медикаментозная терапия.

Аутистические патологии неизлечимы, однако грамотная коррекционная работа с детьми РАС с сохранным интеллектом и речью облегчает адаптацию в социуме, помогает овладеть профессией, успешно трудиться. Если вы обнаружили у ребёнка признаки РАС, на помощь придут специалисты детского центра Анны Сёмкиной. Запишитесь на консультацию по телефону +7 926 497-05-20 или оставьте заявку на сайте.

Услуга Кол-во посещений Стоимость

Консультация Семкиной Анны Викторовны

Одно посещение — 30 мин

1 2500 р Записаться

Диагностическая консультация поведенческого терапевта

Одно посещение — 60 мин

1 3000 р Записаться

Специалисты центра

  • Гоппе Елена Сергеевна

    Психолог

    Психолог Центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной. В своей работе применяет методы АВА-терапии, программы мозжечковой стимуляции Balametrics, игровой терапии и элементы сенсорной интеграции.

    Подробнее
  • Семкина Анна Викторовна

    Главный логопед

    Главный логопед Министерства здравоохранения Московской области. Руководитель Центра патологии и нейрореабилитации Анны Семкиной, логопед-дефектолог, speech therapist.

    Подробнее
  • Киреева Альбина Руслановна

    Нейропсихолог

    Нейропсихолог, клинический психолог. В работе активно применяет метод замещающего онтогенеза А.В. Семенович, метод синдромного анализа А.Р.Лурия, программы мозжечковой стимуляции Balametrics, методы когнитивной коррекции, игровой терапии, элементов с...

    Подробнее
  • Елизарьева Татьяна Михайловна

    Логопед-дефектолог

    Логопед-дефектолог Центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной. В работе активно применяет методы АРТ-терапии и программы коррекции заикания.

    Подробнее

    Отзывы о нас

    Общая оценка:

    • Сергеева Ольга

      2022.11.23

      Хочу выразить огромную благодарность специалистам центра. Сыну 4 года у нас задержка психоречевого развития. С Анной Викторовной уже со второго занятия мы увидели небольшой прогресс. Занимаемся на протяжении 2 месяцев и сын ждет занятия с нетерпением, все занятия очень разнообразные. Недавно еще добавились занятия с нейропсихологом. Динамика очень хорошая.

    • Гуля

      2022.11.22

      В Центре речи работают действительно специалисты, которые и знают как именно, и умеют работать с детьми с задержкой речи и развития. Это не просто «развивашки» ))) Занимаемся здесь с нейропсихологом и дефектологом около 6 месяцев, есть очевидные результаты. Верим, что скоро речь пойдёт

    • Марина Дмитриевна

      2022.11.15

      Спасибо специалистам центра. Запустили нам речь речь в 2,5 года. Результаты стали появляться после 3-4 занятия. Через 2 месяца сын заговорил предложениями, до этого только редкими словами изъяснялся. Специалисты тут хорошие, ребенок ходил с радостью. Спасибо за вашу работу и трепетный подход к детям))

    • Наталья

      2022.11.05

      Были на первом приеме. Всё понравилось, Анна Викторовна умеет расположить к себе ребенка. Подробно проконсультировала нас по всем вопросам, дала рекомендации. Записались на интенсивный курс. Очень приветливый коллектив

    • Светлана М.

      2022.10.09

      Мы начали ходить на занятия когда сыну было 3,5 года. Задержка речи, отсутствие усидчивости, отставание в развитии. К этому возрасту ребенок не говорил, издавал только звуки и слоги. До этого ходили на занятия в другой центр, за 3 месяца практически не было результатов. Сейчас сыну 4 г 3 мес, занимаемся в центре уже почти 9 месяцев. И у нас большой прогресс — стал говорить короткими предложениями, ребенок стал более усидчив и терпелив, стал играть с другими детьми. Мы очень довольны! Большая благодарность Анне Викторовне и Альбине Руслановне!

    Вам будет интересно

    Запишитесь
    прямо сейчас!