Диспраксия

Диспраксия у детей (диспраксия развития) – недоразвитие моторных навыков, которое часто называют синдромом неуклюжего ребёнка. Расстройство характеризуется нарушением координации, мелкой моторики, артикуляции. Ребёнок с диспраксией испытывает трудности при совершении точных движений – ему сложно застегнуть пуговицы, написать строку текста, правильно произнести слово. У мальчиков расстройство встречается вчетверо чаще. Его наличие негативно влияет на все сферы жизни – затрудняет самообслуживание, общение с другими детьми, учёбу, ухудшает успеваемость и поведение. Своевременная коррекция диспраксии существенно повышает качество сегодняшней жизни ребёнка и открывает перспективы в будущем.

Классификация

Диспраксия речи возникает, когда нарушение моторных навыков затрагивает артикуляционный аппарат. А.Р. Лурия (выдающийся советский учёный, один из «отцов» нейропсихологии) выделил два вида артикуляционной диспраксии:

  • Афферентная (кинестетическая) – движения плохо управляемы, невозможно совершать точные действия с предметами, жестикулировать. Грубо нарушается речь – ребёнок не в состоянии воспроизвести даже отдельные звуки, часто не говорит вообще.
  • Эфферентная (кинетическая) – движения прерывисты, нарушается переключение одного действия на другое. Часты бесконтрольные повторения одного и того же движения. Выработка двигательных навыков затруднена. Страдает письмо, рисование. Речь отрывиста, малопонятна окружающим – состоит из набора отдельных слогов, зачастую перепутанных.

Причины возникновения диспраксии у детей

Диспраксия развития у детей возникает в результате нарушения функций коры головного мозга. В отличие от других моторных нарушений, расстройство праксиса (произвольных движений) не связано с параличами, снижением или повышением мышечного тонуса и другими болезнями, влияющими на двигательную активность. В основе диспраксии чаще всего лежит минимальное повреждение центральной нервной системы (ЦНС) во время внутриутробного развития, родов, в младенчестве. Причины расстройства – патологии:

  • Беременности – инфекции и неинфекционные хронические болезни матери (сахарный диабет, заболевания почек, сердечно-сосудистой системы), плацентарная недостаточность, гестоз.
  • Родов – аномалии родовых сил, роды крупным плодом, акушерское пособие.
  • Новорождённого – недоношенность, переношенность, гипербилирубинемия (желтуха), не слишком выраженное кислородное голодание.

Реже диспраксия у детей становится следствием гиперопеки или сенсорной и двигательной депривации (преимущественно у сирот, воспитанников домов малютки). В некоторых семьях расстройство передаётся по наследству.

Симптомы диспраксии

Детей с диспраксией отличают:

  • Задержка моторных навыков – малыш гораздо позже ровесников начинает переворачиваться, ползать, сидеть, ходить.
  • Расстройство мелкой моторики – трудности с использованием столовых приборов, завязыванием шнурков.
  • Плохая координация – ребёнку не удаётся езда на велосипеде, катание на коньках, игры с мячом, скакалкой. Он часто спотыкается, падает, натыкается на дверные косяки.
  • Затруднения с конструктивной деятельностью – плохо рисует предметы, собирает пазлы, мозаику, сооружения из кубиков.
  • Нарушение устной речи – неточность произношения, «проглатывание», замена, смешение, искажение звуков и слогов.
  • Трудности с письмом – значительное снижение скорости, плохой почерк.

Коррекция диспраксии

Артикуляционная диспраксия тесно связана с расстройствами движения всего корпуса, конечностей, пальцев. Если у ребёнка нарушена мелкая и крупная моторика, его трудно будет научить говорить. Лечение диспраксии должно быть комплексным, направленным на развитие чувства равновесия, ловкости, точных, мелких движений пальцами.

Коррекция диспраксии проводится группой специалитов – нейропсихологом, логопедом-дефектологом, инструктором ЛФК. Комплексная программа включает:

  • Аппаратную физиотерапию – электростимуляция мышц и ствола головного мозга.
  • Ручной и гидромассаж – общий, шейно-воротниковой зоны, позвоночника.
  • Кинезитерапию – лечебные физкультура и плавание, тренировки на вибро- и стабилоплатформе.
  • Нейропсихологическая реабилитация – с применением бизиборда, сенсомоторных игр, пальчиковой гимнастики, суджок- и арт-терапии.
  • Работа с логопедом – с использованием логопедического массажа и гимнастики.

Коррекцию диспраксии у детей желательно начинать как можно раньше, до школы, чтобы избежать серьёзных проблем с учебной программой и адаптацией в коллективе. У большинства детей болезнь удаётся преодолеть.

Если вы подозреваете у малыша диспраксию, обратитесь в Центр патологии речи и нейрореабилитации Анны Сёмкиной. У нас есть всё, чтобы вам помочь – многолетний опыт, первоклассные специалисты, владеющие эффективными современными методиками. Записаться на консультацию можно по телефону +7 926 497-05-20 или оставить заявку на сайте.

Услуга Кол-во посещений Стоимость

Консультация Семкиной Анны Викторовны

Одно посещение — 30 мин

1 2500 р Записаться

Нейропсихологическая диагностика

Одно посещение — 60 мин

1 3000 р Записаться

Специалисты центра

  • Гоппе Елена Сергеевна

    Психолог

    Психолог Центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной. В своей работе применяет методы АВА-терапии, программы мозжечковой стимуляции Balametrics, игровой терапии и элементы сенсорной интеграции.

    Подробнее
  • Семкина Анна Викторовна

    Главный логопед

    Главный логопед Министерства здравоохранения Московской области. Руководитель Центра патологии и нейрореабилитации Анны Семкиной, логопед-дефектолог, speech therapist.

    Подробнее
  • Киреева Альбина Руслановна

    Нейропсихолог

    Нейропсихолог, клинический психолог. В работе активно применяет метод замещающего онтогенеза А.В. Семенович, метод синдромного анализа А.Р.Лурия, программы мозжечковой стимуляции Balametrics, методы когнитивной коррекции, игровой терапии, элементов с...

    Подробнее
  • Елизарьева Татьяна Михайловна

    Логопед-дефектолог

    Логопед-дефектолог Центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной. В работе активно применяет методы АРТ-терапии и программы коррекции заикания.

    Подробнее

    Отзывы о нас

    Общая оценка:

    • Сергеева Ольга

      2022.11.23

      Хочу выразить огромную благодарность специалистам центра. Сыну 4 года у нас задержка психоречевого развития. С Анной Викторовной уже со второго занятия мы увидели небольшой прогресс. Занимаемся на протяжении 2 месяцев и сын ждет занятия с нетерпением, все занятия очень разнообразные. Недавно еще добавились занятия с нейропсихологом. Динамика очень хорошая.

    • Гуля

      2022.11.22

      В Центре речи работают действительно специалисты, которые и знают как именно, и умеют работать с детьми с задержкой речи и развития. Это не просто «развивашки» ))) Занимаемся здесь с нейропсихологом и дефектологом около 6 месяцев, есть очевидные результаты. Верим, что скоро речь пойдёт

    • Марина Дмитриевна

      2022.11.15

      Спасибо специалистам центра. Запустили нам речь речь в 2,5 года. Результаты стали появляться после 3-4 занятия. Через 2 месяца сын заговорил предложениями, до этого только редкими словами изъяснялся. Специалисты тут хорошие, ребенок ходил с радостью. Спасибо за вашу работу и трепетный подход к детям))

    • Наталья

      2022.11.05

      Были на первом приеме. Всё понравилось, Анна Викторовна умеет расположить к себе ребенка. Подробно проконсультировала нас по всем вопросам, дала рекомендации. Записались на интенсивный курс. Очень приветливый коллектив

    • Светлана М.

      2022.10.09

      Мы начали ходить на занятия когда сыну было 3,5 года. Задержка речи, отсутствие усидчивости, отставание в развитии. К этому возрасту ребенок не говорил, издавал только звуки и слоги. До этого ходили на занятия в другой центр, за 3 месяца практически не было результатов. Сейчас сыну 4 г 3 мес, занимаемся в центре уже почти 9 месяцев. И у нас большой прогресс — стал говорить короткими предложениями, ребенок стал более усидчив и терпелив, стал играть с другими детьми. Мы очень довольны! Большая благодарность Анне Викторовне и Альбине Руслановне!

    Вам будет интересно

    Запишитесь
    прямо сейчас!