Особенности фонетико-фонематического недоразвития речи (ФФНР) – неспособность чётко различать и воспроизводить звуки. Ребёнок может искажать, смешивать, заменять звуки и слоги в словах, неправильно использовать предлоги, путать падежные окончания. О ФФНР говорят, если такое речевое расстройство возникает у детей с сохранённым интеллектом и здоровым слуховым аппаратом. Коррекция ФФНР проводится специалистом – даже недоразвитие лёгкой степени не пройдёт самостоятельно с возрастом. Устранить нарушение речи рекомендуется до поступления в школу – это поможет нормально обучаться и адаптироваться в детском коллективе.
Легче всего заподозрить тяжёлую степень ФФНР – грубое нарушение, когда речь практически непонятна: ребёнок не в состоянии правильно идентифицировать большую часть услышанных звуков, строить из них слоги и слова. В таких случаях дефект налицо, и родители своевременно бьют тревогу. Лёгкая степень ФФНР не так бросается в глаза и даёт повод для ложного спокойствия, ощущения, что малыш со временем «перерастёт» проблему. Это ошибка – с возрастом нарушение не только не исчезает само, но зачастую усугубляется.
Признаки фонетико-фонематического недоразвития речи лёгкой степени, которые можно обнаружить самостоятельно:
Наличие таких речевых дефектов – повод немедленно обратиться к специалисту.
Диагноз фонетико-фонематическое недоразвитие речи у детей устанавливает логопед-дефектолог на основании данных анамнеза, логопедического обследования. Специалист оценивает:
У детей школьного возраста дополнительно оцениваются навыки письма и чтения, способность понимать прочитанное. Чтобы исключить патологии со стороны слухового аппарата, лор-органов, нервной системы, ребёнок направляется к отоларингологу, неврологу. Для оценки общего состояния здоровья проводится осмотр педиатра. Такой комплексный подход позволяет разработать эффективную программу коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи в каждом конкретном случае.
Коррекционная работа с фонетико-фонематическим недоразвитием включает:
Основные инструменты, способствующие эффективному обучению:
Работа логопеда дополняется занятиями с психологом, направленными на повышение внимательности, усидчивости, тренировку памяти, мышления.
Коррекцию ФФНР можно проводить в коллективе – для этого существуют специальные логопедические группы в детских садах. Однако гораздо быстрее приносит плоды индивидуальное обучение в специализированных центрах.
Дети даже с лёгкой ФФНР плохо усваивают и запоминают материал на слух, с трудом переключают внимание, не могут абстрагироваться. Это осложняет процесс обучения. Специалисты придают особое значение коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников – с таким нарушением ребёнку будет трудно овладеть навыками чтения и письма. В дальнейшем это с большой вероятностью повлечёт:
Комплекс таких речевых расстройств преодолеть гораздо сложнее, чем скорректировать ФФНР в раннем детстве. Кроме того, детям с речевыми нарушениями сложно общаться со сверстниками. Из-за этого возникают трудности с адаптацией в классе, ребёнок становится стеснительным, замкнутым, постоянно испытывает психоэмоциональный стресс.
Самостоятельно устранить фонетико-фонематическое недоразвитие речи у детей очень сложно, особенно если нарушение связано с органическим поражением нервной системы. Успешно провести коррекцию зачастую невозможно без участия разных специалистов как немедицинского, так и медицинского профиля. Опытных и внимательных специалистов вы найдёте в Центре Анны Сёмкиной. Если вы подозреваете у малыша ФФНР, не тяните с профессиональной помощью, оставьте заявку на консультацию по телефону +7 926 497-05-20 или на нашем сайте. Современные методики позволяют полностью скорректировать это нарушение.
Услуга | Кол-во посещений | Стоимость | |
---|---|---|---|
Консультация Семкиной Анны ВикторовныОдно посещение — 30 мин |
1 | 2500 р | Записаться |