Фонетико-фонематическое недоразвитие речи ФФНР

Особенности фонетико-фонематического недоразвития речи (ФФНР) – неспособность чётко различать и воспроизводить звуки. Ребёнок может искажать, смешивать, заменять звуки и слоги в словах, неправильно использовать предлоги, путать падежные окончания. О ФФНР говорят, если такое речевое расстройство возникает у детей с сохранённым интеллектом и здоровым слуховым аппаратом. Коррекция ФФНР проводится специалистом – даже недоразвитие лёгкой степени не пройдёт самостоятельно с возрастом. Устранить нарушение речи рекомендуется до поступления в школу – это поможет нормально обучаться и адаптироваться в детском коллективе.

Признаки фонетико-фонематического недоразвития речи

Легче всего заподозрить тяжёлую степень ФФНР – грубое нарушение, когда речь практически непонятна: ребёнок не в состоянии правильно идентифицировать большую часть услышанных звуков, строить из них слоги и слова. В таких случаях дефект налицо, и родители своевременно бьют тревогу. Лёгкая степень ФФНР не так бросается в глаза и даёт повод для ложного спокойствия, ощущения, что малыш со временем «перерастёт» проблему. Это ошибка – с возрастом нарушение не только не исчезает само, но зачастую усугубляется.

Признаки фонетико-фонематического недоразвития речи лёгкой степени, которые можно обнаружить самостоятельно:

  • Шепелявость – искажение «ш», «ч», «с», «з», других шипящих и свистящих звуков.
  • Картавость – неправильное произношение «р».
  • Ламбдацизм – искажение «л».
  • Йотацизм – дефектное воспроизведение «й» в сочетании с гласными.
  • Замена звуков на похожие.
  • Пропуск или замена слогов в словах.
  • Добавление лишних звуков в слог.
  • Неправильное согласование слов в предложении.

Наличие таких речевых дефектов – повод немедленно обратиться к специалисту.

Обследование ФФНР у детей

Диагноз фонетико-фонематическое недоразвитие речи у детей устанавливает логопед-дефектолог на основании данных анамнеза, логопедического обследования. Специалист оценивает:

  • состояние артикуляционного аппарата;
  • голосовую и дыхательную функцию;
  • особенности восприятия и произношения звуков;
  • объём словарного запаса;
  • способность выстраивать грамматические конструкции, связно говорить.

У детей школьного возраста дополнительно оцениваются навыки письма и чтения, способность понимать прочитанное. Чтобы исключить патологии со стороны слухового аппарата, лор-органов, нервной системы, ребёнок направляется к отоларингологу, неврологу. Для оценки общего состояния здоровья проводится осмотр педиатра. Такой комплексный подход позволяет разработать эффективную программу коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи в каждом конкретном случае.

Коррекция ФФНР

Коррекционная работа с фонетико-фонематическим недоразвитием включает:

  • Обучение правильной артикуляции при произнесении тех или иных звуков.
  • Привитие навыков различать и анализировать звуки, «собирать» их в слова.
  • Обогащение лексикона.
  • Овладение грамотной устной (а у школьников – и письменной) речью.

Основные инструменты, способствующие эффективному обучению:

  • Дыхательная и артикуляционная гимнастика.
  • Игры и упражнения, тренирующие мелкую моторику. Подробнее об этом можно почитать в этой статье.
  • Логопедический массаж.
  • Красочные иллюстрации.

Работа логопеда дополняется занятиями с психологом, направленными на повышение внимательности, усидчивости, тренировку памяти, мышления.

Коррекцию ФФНР можно проводить в коллективе – для этого существуют специальные логопедические группы в детских садах. Однако гораздо быстрее приносит плоды индивидуальное обучение в специализированных центрах.

Почему важно обратиться к специалисту

Дети даже с лёгкой ФФНР плохо усваивают и запоминают материал на слух, с трудом переключают внимание, не могут абстрагироваться. Это осложняет процесс обучения. Специалисты придают особое значение коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников – с таким нарушением ребёнку будет трудно овладеть навыками чтения и письма. В дальнейшем это с большой вероятностью повлечёт:

  • Дислексию – неспособность правильно читать текст и осмысливать прочитанное.
  • Дисграфию – постоянное допущение устойчивых ошибок при письме, не связанных с плохим знанием грамматики.

Комплекс таких речевых расстройств преодолеть гораздо сложнее, чем скорректировать ФФНР в раннем детстве. Кроме того, детям с речевыми нарушениями сложно общаться со сверстниками. Из-за этого возникают трудности с адаптацией в классе, ребёнок становится стеснительным, замкнутым, постоянно испытывает психоэмоциональный стресс.

Самостоятельно устранить фонетико-фонематическое недоразвитие речи у детей очень сложно, особенно если нарушение связано с органическим поражением нервной системы. Успешно провести коррекцию зачастую невозможно без участия разных специалистов как немедицинского, так и медицинского профиля. Опытных и внимательных специалистов вы найдёте в Центре Анны Сёмкиной. Если вы подозреваете у малыша ФФНР, не тяните с профессиональной помощью, оставьте заявку на консультацию по телефону +7 926 497-05-20 или на нашем сайте. Современные методики позволяют полностью скорректировать это нарушение.

Специалисты центра

  • Специалист Семкина Анна Викторовна

    Семкина Анна Викторовна

    Главный логопед Министерства здравоохранения Московской области. Руководитель Центра патологии и нейрореабилитации Анны Семкиной, логопед-дефектолог, speech therapist.

    Подробнее
  • Специалист Киреева Альбина Руслановна

    Киреева Альбина Руслановна

    Нейропсихолог, клинический психолог Центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной. В работе активно применяет метод замещающего онтогенеза А.В. Семенович, метод синдромного анализа А.Р.Лурия, программы мозжечковой стимуляции Balametrics, ме...

    Подробнее
  • Специалист Елизарьева Татьяна Михайловна

    Елизарьева Татьяна Михайловна

    Логопед-дефектолог Центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной. В работе активно применяет методы АРТ-терапии и программы коррекции заикания.

    Подробнее
  • Специалист Гоппе Елена Сергеевна

    Гоппе Елена Сергеевна

    Главный логопед

    Стаж 5 лет

    Психолог Центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной. В своей работе применяет методы АВА-терапии, программы мозжечковой стимуляции Balametrics, игровой терапии и элементы сенсорной интеграции.

    Подробнее

    Отзывы о нас

    Общая оценка:

    Все отзывы
    • Екатерина Р.

      2022.07.01

      В этом центре работают профессиональные специалисты, пошла к ним по рекомендации знакомых и уже долгое время занимаемся с логопедом Анной Викторовной и с психологом Еленой Сергеевной… помещение у них новое, но мы за этими специалистами поедем везде! Чуткие, внимательные, умеют найти поход к детям с поведенческими особенностями, высокопрофессиональные, отлично справляются с запуском речи и корректируют поведение.Рекмендую, не пожалеете.Удачи и с Богом!!!

    • Екатерина Р.

      2022.07.01

      В этом центре работают профессиональные специалисты, пошла к ним по рекомендации знакомых и уже долгое время занимаемся с логопедом Анной Викторовной и с психологом Еленой Сергеевной… помещение у них новое, но мы за этими специалистами поедем везде! Чуткие, внимательные, умеют найти поход к детям с поведенческими особенностями, высокопрофессиональные, отлично справляются с запуском речи и корректируют поведение.Рекмендую, не пожалеете.Удачи и с Богом!!!

    • Екатерина Р.

      2022.07.01

      В этом центре работают профессиональные специалисты, пошла к ним по рекомендации знакомых и уже долгое время занимаемся с логопедом Анной Викторовной и с психологом Еленой Сергеевной… помещение у них новое, но мы за этими специалистами поедем везде! Чуткие, внимательные, умеют найти поход к детям с поведенческими особенностями, высокопрофессиональные, отлично справляются с запуском речи и корректируют поведение.Рекмендую, не пожалеете.Удачи и с Богом!!!

    • Екатерина Р.

      2022.07.01

      В этом центре работают профессиональные специалисты, пошла к ним по рекомендации знакомых и уже долгое время занимаемся с логопедом Анной Викторовной и с психологом Еленой Сергеевной… помещение у них новое, но мы за этими специалистами поедем везде! Чуткие, внимательные, умеют найти поход к детям с поведенческими особенностями, высокопрофессиональные, отлично справляются с запуском речи и корректируют поведение.Рекмендую, не пожалеете.Удачи и с Богом!!!

    • Екатерина Р.

      2022.07.01

      В этом центре работают профессиональные специалисты, пошла к ним по рекомендации знакомых и уже долгое время занимаемся с логопедом Анной Викторовной и с психологом Еленой Сергеевной… помещение у них новое, но мы за этими специалистами поедем везде! Чуткие, внимательные, умеют найти поход к детям с поведенческими особенностями, высокопрофессиональные, отлично справляются с запуском речи и корректируют поведение.Рекмендую, не пожалеете.Удачи и с Богом!!!

      Вам будет интересно

      Запишитесь
      прямо сейчас!