+7 926 497-05-20
Пн.-Пт.: с 9.00 до 20.00
Сб.-Вс.: с 11.00 до 20.00
+7 926 497-05-20
г. Реутов, улица Октября, д.52, пом.6
г. Москва, улица Лухмановская, д.34, пом.43
Записаться

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи ФФНР

Особенности фонетико-фонематического недоразвития речи (ФФНР) – неспособность чётко различать и воспроизводить звуки. Ребёнок может искажать, смешивать, заменять звуки и слоги в словах, неправильно использовать предлоги, путать падежные окончания. О ФФНР говорят, если такое речевое расстройство возникает у детей с сохранённым интеллектом и здоровым слуховым аппаратом. Коррекция ФФНР проводится специалистом – даже недоразвитие лёгкой степени не пройдёт самостоятельно с возрастом. Устранить нарушение речи рекомендуется до поступления в школу – это поможет нормально обучаться и адаптироваться в детском коллективе.

Признаки фонетико-фонематического недоразвития речи

Легче всего заподозрить тяжёлую степень ФФНР – грубое нарушение, когда речь практически непонятна: ребёнок не в состоянии правильно идентифицировать большую часть услышанных звуков, строить из них слоги и слова. В таких случаях дефект налицо, и родители своевременно бьют тревогу. Лёгкая степень ФФНР не так бросается в глаза и даёт повод для ложного спокойствия, ощущения, что малыш со временем «перерастёт» проблему. Это ошибка – с возрастом нарушение не только не исчезает само, но зачастую усугубляется.

Признаки фонетико-фонематического недоразвития речи лёгкой степени, которые можно обнаружить самостоятельно:

  • Шепелявость – искажение «ш», «ч», «с», «з», других шипящих и свистящих звуков.
  • Картавость – неправильное произношение «р».
  • Ламбдацизм – искажение «л».
  • Йотацизм – дефектное воспроизведение «й» в сочетании с гласными.
  • Замена звуков на похожие.
  • Пропуск или замена слогов в словах.
  • Добавление лишних звуков в слог.
  • Неправильное согласование слов в предложении.

Наличие таких речевых дефектов – повод немедленно обратиться к специалисту.

Обследование ФФНР у детей

Диагноз фонетико-фонематическое недоразвитие речи у детей устанавливает логопед-дефектолог на основании данных анамнеза, логопедического обследования. Специалист оценивает:

  • состояние артикуляционного аппарата;
  • голосовую и дыхательную функцию;
  • особенности восприятия и произношения звуков;
  • объём словарного запаса;
  • способность выстраивать грамматические конструкции, связно говорить.

У детей школьного возраста дополнительно оцениваются навыки письма и чтения, способность понимать прочитанное. Чтобы исключить патологии со стороны слухового аппарата, лор-органов, нервной системы, ребёнок направляется к отоларингологу, неврологу. Для оценки общего состояния здоровья проводится осмотр педиатра. Такой комплексный подход позволяет разработать эффективную программу коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи в каждом конкретном случае.

Коррекция ФФНР

Коррекционная работа с фонетико-фонематическим недоразвитием включает:

  • Обучение правильной артикуляции при произнесении тех или иных звуков.
  • Привитие навыков различать и анализировать звуки, «собирать» их в слова.
  • Обогащение лексикона.
  • Овладение грамотной устной (а у школьников – и письменной) речью.

Основные инструменты, способствующие эффективному обучению:

Работа логопеда дополняется занятиями с психологом, направленными на повышение внимательности, усидчивости, тренировку памяти, мышления.

Коррекцию ФФНР можно проводить в коллективе – для этого существуют специальные логопедические группы в детских садах. Однако гораздо быстрее приносит плоды индивидуальное обучение в специализированных центрах.

Почему важно обратиться к специалисту

Дети даже с лёгкой ФФНР плохо усваивают и запоминают материал на слух, с трудом переключают внимание, не могут абстрагироваться. Это осложняет процесс обучения. Специалисты придают особое значение коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников – с таким нарушением ребёнку будет трудно овладеть навыками чтения и письма. В дальнейшем это с большой вероятностью повлечёт:

  • Дислексию – неспособность правильно читать текст и осмысливать прочитанное.
  • Дисграфию – постоянное допущение устойчивых ошибок при письме, не связанных с плохим знанием грамматики.

Комплекс таких речевых расстройств преодолеть гораздо сложнее, чем скорректировать ФФНР в раннем детстве. Кроме того, детям с речевыми нарушениями сложно общаться со сверстниками. Из-за этого возникают трудности с адаптацией в классе, ребёнок становится стеснительным, замкнутым, постоянно испытывает психоэмоциональный стресс.

Самостоятельно устранить фонетико-фонематическое недоразвитие речи у детей очень сложно, особенно если нарушение связано с органическим поражением нервной системы. Успешно провести коррекцию зачастую невозможно без участия разных специалистов как немедицинского, так и медицинского профиля. Опытных и внимательных специалистов вы найдёте в Центре Анны Сёмкиной. Если вы подозреваете у малыша ФФНР, не тяните с профессиональной помощью, оставьте заявку на консультацию по телефону +7 926 497-05-20 или на нашем сайте. Современные методики позволяют полностью скорректировать это нарушение.

Услуга Кол-во посещений Стоимость

Консультация Семкиной Анны Викторовны

Одно посещение — 30 мин

1 2500 р Записаться

Специалисты центра

  • Семкина Анна Викторовна

    Руководитель Центра. Супервизор.

    Руководитель Центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной, была главным логопедом Министерства здравоохранения Московской области, логопед-дефектолог, speech therapist.

    Подробнее
  • Гоппе Елена Сергеевна

    Педагог-психолог. Нейропсихолог.

    Педагог-психолог, нейропсихолог Центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной. В своей работе применяет техники АВА-терапии, программы мозжечковой стимуляции Balametrics, игровую терапию, сенсорную интеграцию и метод замещающего онтогенеза....

    Подробнее
  • Киреева Альбина Руслановна

    Ведущий специалист психологической и нейропсихологической коррекции

    Ведущий специалист психологической и нейропсихологической коррекции Центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной.

    Подробнее
  • Ефремова Марина Александровна

    Логопед-дефектолог

    Логопед-дефектолог Центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной. В своей работе использует орофациальную терапию, миофункциональную терапию, дыхательную гимнастику и другие методы.

    Подробнее
  • Логинова Алена Юрьевна

    Логопед-дефектолог

    Ведущий специалист дефектологической и логопедической коррекции Центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной.

    Подробнее
  • Меньшенина Елена Алексеевна

    Музыкальный терапевт

    Музыкальный терапевт Центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной. В своей практике применяет подход, называемый Неврологическая музыкальная терапия, в основе которого лежит терапевтическое применение музыки, направленное на изменение стру...

    Подробнее
  • Челомова Татьяна Сергеевна

    Нейропсихолог

    Клинический психолог, нейропсихолог Центра патологии речи Анны Семкиной. В работе применяет программы мозжечковой стимуляции Balametrics, сенсорную интеграцию, методы замещающего онтогенеза А.В. Семенович, синдромного анализа А.Р.Лурия, когнитивной к...

    Подробнее
  • Щеглов Николай Григорьевич

    Нейропсихолог

    Клинический психолог, нейропсихолог Центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной. В своей работе применяет метод синдромного анализа А.Р.Лурия, замещающего онтогенеза А.В. Семенович, программы мозжечковой стимуляции Balametrics и сенсорную...

    Подробнее
  • Канашенок Анна Викторовна

    Логопед-дефектолог

    Логопед-дефектолог Центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной. В своей работе использует различные методики: элементы сенсорной интеграции Энн Джин Айрес, фонетическую ритмику Т М. Власовой, авторский метод И.И. Панченко - Миль "Метод "Д...

    Подробнее
  • Кузнецова Екатерина Юрьевна

    Логопед-дефектолог

    Логопед-дефектолог Центра патологии речи Анны Семкиной. В своей работе применяет игровую терапию, логоритмику и методики Архиповой Е.Ф., Воробьевой В.К., М.Ф., Жуковой Н.С., Филичевой Т.Б.

    Подробнее
  • Мушкарова Марина Сергеевна

    Логопед-дефектолог

    Логопед-дефектолог Центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной. В своей работе применяет методики Н.М. Лопатиной, Л.С. Волковой, М.К. Бурлаковой, Е.Н. Винарской, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, С.С. Степановой, Л.С. Цветковой, Т.Г. Визель...

    Подробнее
  • Логинов Дмитрий Владимирович

    Специалист по телесно-ориентированным практикам

    Специалист по телесно-ориентированным практикам Центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной. Применяет методы проприоцептивной коррекции P - DTR и телесно-ориентированных практик (ПИР, ПРР, и ПНФ).

    Подробнее
  • Баранова Ирина Сергеевна

    Нейропсихолог

    Нейропсихолог Центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной. В своей работе применяет сенсорную интеграцию, программы мозжечковой стимуляции Balametrics, игровую терапию и методики Л.С. Цветковой, Т.Г. Визель. А.В. Семенович.

    Подробнее
  • Григорьева Юлия Михайловна

    Логопед-дефектолог

    Логопед-дефектолог Центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной. В своей работе использует междисциплинарный подход с использованием различных методик: М.К. Бурлаковой, Т.Г. Визель, Л.С. Волковой, Н.М. Лопатиной, С.С. Степановой, Л.С. Цвет...

    Подробнее
  • Манжосова Вера Анатольевна

    Логопед-дефектолог

    Логопед-дефектолог Центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной. В своей работе использует элементы сенсорной интеграции, логоритмику, Метод Монтессори, игровую терапию, методики Филичевой Т.Б., Архиповой Е.Ф., Жуковой Н.С. и др.

    Подробнее
  • Колегов Кирилл Петрович

    Нейропсихолог

    Клинический психолог, нейропсихолог Центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной. В своей работе применяет методики Л.С. Цветковой, Т.Г. Визель. А.В. Семенович, сенсорную интеграцию и программы мозжечковой стимуляции Balametrics.

    Подробнее
  • Отеева Татьяна Александровна

    Нейропсихолог

    Нейропсихолог Центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной. В работе активно применяет программы мозжечковой стимуляции Balametrics, сенсорную интеграцию, методы замещающего онтогенеза А.В. Семенович, синдромного анализа А.Р.Лурия, когнити...

    Подробнее
  • Дедяева Кристина Александровна

    Логопед-дефектолог

    Логопед-дефектолог Центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной. В своей работе использует логоритмику по методикам различных авторов, игровую терапию и различные методы постановки и автоматизации звукопроизношения, технологии формирования...

    Подробнее
  • Чернова Светлана Владимировна

    Логопед-дефектолог

    Логопед-дефектолог Центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной. В своей работе применяет классические и современные методы коррекции речевых нарушений у детей младшего и дошкольного возраста.

    Подробнее
  • Кулешова Ольга Владимировна

    Нейропсихолог

    Клинический психолог, нейропсихолог Центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной. В своей работе применяет метод синдромного анализа А.Р. Лурия, замещающего онтогенеза А.В. Семенович, программы мозжечковой стимуляции Balametrics и сенсорну...

    Подробнее
  • Алферова Наталья Лукинична

    Логопед-дефектолог

    Логопед-дефектолог Центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной. В своей работе применяет игротерапию, логоритмику, элементы сенсорной интеграции, Метод Монтессори.

    Подробнее
  • Дерова Екатерина Алексеевна

    Нейропсихолог

    Клинический психолог, нейропсихолог Центра патологии речи Анны Семкиной. В работе применяет программы когнитивной коррекции и игровой терапии, мозжечковой стимуляции Balametrics, сенсорную интеграцию, методы замещающего онтогенеза А.В. Семенович.

    Подробнее
  • Срибная Оксана Юрьевна

    Логопед-дефектолог

    Логопед-дефектолог Центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной. В своей работе использует: зондовый массаж по методу Е. В. Новиковой, ручной массаж по методу Е. А. Дьяковой, различные методы постановки и автоматизации звукопроизношения, т...

    Подробнее
  • Шульгина Алина Игоревна

    Логопед-дефектолог

    Логопед-дефектолог Центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной. В работе с неговорящими детьми использует элементы сенсорной интеграции, логоритмику, Метод Монтессори, игровую терапию, ABA-терапию. В работе с детьми, имеющими нарушения ре...

    Подробнее
  • Отзывы о нас

    Общая оценка:

    Последние новости центра

    Вам будет интересно

    Запишитесь
    прямо сейчас!