Нарушения речи

Нарушение речи у детей – это группа речевых расстройств, характеризующихся неправильным воспроизведением и (или) восприятием звуков, слов, предложений. Их причины разнообразны – врождённые и приобретённые патологии, влияние психологических факторов. Такие расстройства мешают полноценному общению, становятся источником тяжких комплексов, замедляют развитие интеллекта. Диагностика речевых нарушений и их коррекция должны проводиться как можно раньше.

Причины возникновения нарушений развития речи

Нарушение речи у детей нередко связано с органическим поражением головного мозга, артикуляционного и слухового аппарата. Среди врождённых причин – аномалии или задержка внутриутробного развития плода, глубокая недоношенность. Большой вклад в возникновение таких патологий вносят неблагоприятная экологическая обстановка, инфекции и тяжёлые хронические заболевания, гиповитаминоз, самолечение матери во время беременности. Ряд нарушений имеет наследственную природу.

Причины приобретённых органических патологий – интоксикация, травмы, болезни, перенесённые ребёнком:

  • Аутоиммунные, эндокринные, опухолевые, «детские» инфекции.
  • ДЦП, травмы и хирургические операции на голове и шее, ожог гортани.
  • Агрессивная медикаментозная терапия – антибиотиками, противогрибковыми, противоопухолевыми препаратами.

У детей с перечисленными органическими патологиями и с сохранённым слухом и интеллектом возникает общее недоразвитие речи (ОНР) – алалия, дислалия, дизартрия, ринолалия, тахилалия, брадилалия. Если заболевание развилось, когда ребёнок уже начал говорить, возникает дисфазия. Эти нарушения у детей обусловлены невозможностью правильно произносить звуки.

Ещё одна разновидность нарушения развития устной речи – заикание (логоневроз). Его связывают не только с органическими поражениями, но и с психологическим потрясением. При тугоухости страдает не только устная, но и письменная речь и речевые нарушения связаны с неправильным восприятием звуков. Их относят к фонетико-фонематическому недоразвитию речи (ФФНР).

Нарушение формирования речи может усугубляться билингвизмом родителей, неблагоприятным психологическим климатом в семье, педагогической запущенностью или, напротив, избытком внимания, чрезмерной требовательностью к ребёнку. 

Основные симптомы задержки речевого развития

Нарушение развития речи можно заподозрить в любом возрасте ребёнка:

  • В доречевой период (от рождения до года) – по отсутствию или особенностям лепета, крика. Младенец может сигнализировать о своих потребностях монотонно, чересчур тихо, издавать нетипичные звуки (например, похожие на кошачье мяуканье). Крик и лепет могут сопровождаться шумным, хриплым дыханием. Малыш не реагирует на интонацию обращённой к нему речи, а ближе к году явно не улавливает её смысл, не произносит коротких слогов.
  • В возрасте 1-2 лет – ребёнок не произносит коротких слов, не может связать их в осмысленное короткое предложение, сказать, как его зовут.
  • После двух лет – обладает скудным лексиконом, говорит невнятно, о своих потребностях предпочитает доносить жестами, а не речью. Не всегда понимает, о чём ему говорят. Речь может быть чересчур медленной или быстрой, с «проглатыванием» окончаний.

Признак дисфазии на любом этапе речевого периода – утрата ранее сформировавшихся речевых навыков.

Диагностика нарушений речи

Для выявления речевых расстройств у детей проводится логопедическое обследование. Специалист оценивает, насколько соответствует возрастным нормам:

  • уровень развития мелкой и артикуляционной моторики;
  • степень ориентирования в пространстве;
  • способность воспроизводить звуки;
  • способность воспринимать звуки и их сочетания;
  • словарный запас;
  • правильность построения слов, фраз, предложений;
  • связность речи.

Исследование проводится в игровой форме. Для этого используются цветные кубики, мяч, музыкальные игрушки, красочные предметные картинки.

Коррекция и лечение

Если вы заметили у малыша признаки речевого расстройства, но не понимаете причин, не знаете, что делать, необходимо обратиться за профессиональной помощью, чтобы своевременно распознать и вылечить патологию.

Сначала проводится комплексная диагностика речевых нарушений с участием врачей и специалистов немедицинского профиля. Когда причина станет известна, мы приступим к лечению. В зависимости от основного заболевания, выраженности расстройства оно может существенно различаться. Иногда коррекция нарушений речи требует нескольких занятий с логопедом (например, при лёгкой дислалии). В других случаях (алалия, афазия) это длительное лечение с участием невролога, нейропсихолога, массажиста. Для записи на консультацию позвоните по телефону +7 926 497-05-20 или заполните форму на нашем сайте.

Услуга Кол-во посещений Стоимость

Консультация Семкиной Анны Викторовны

Одно посещение — 30 мин

1 2500 р Записаться

Специалисты центра

  • Гоппе Елена Сергеевна

    Психолог

    Психолог Центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной. В своей работе применяет методы АВА-терапии, программы мозжечковой стимуляции Balametrics, игровой терапии и элементы сенсорной интеграции.

    Подробнее
  • Семкина Анна Викторовна

    Главный логопед

    Главный логопед Министерства здравоохранения Московской области. Руководитель Центра патологии и нейрореабилитации Анны Семкиной, логопед-дефектолог, speech therapist.

    Подробнее
  • Киреева Альбина Руслановна

    Нейропсихолог

    Нейропсихолог, клинический психолог. В работе активно применяет метод замещающего онтогенеза А.В. Семенович, метод синдромного анализа А.Р.Лурия, программы мозжечковой стимуляции Balametrics, методы когнитивной коррекции, игровой терапии, элементов с...

    Подробнее
  • Елизарьева Татьяна Михайловна

    Логопед-дефектолог

    Логопед-дефектолог Центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной. В работе активно применяет методы АРТ-терапии и программы коррекции заикания.

    Подробнее

    Отзывы о нас

    Общая оценка:

    • Сергеева Ольга

      2022.11.23

      Хочу выразить огромную благодарность специалистам центра. Сыну 4 года у нас задержка психоречевого развития. С Анной Викторовной уже со второго занятия мы увидели небольшой прогресс. Занимаемся на протяжении 2 месяцев и сын ждет занятия с нетерпением, все занятия очень разнообразные. Недавно еще добавились занятия с нейропсихологом. Динамика очень хорошая.

    • Гуля

      2022.11.22

      В Центре речи работают действительно специалисты, которые и знают как именно, и умеют работать с детьми с задержкой речи и развития. Это не просто «развивашки» ))) Занимаемся здесь с нейропсихологом и дефектологом около 6 месяцев, есть очевидные результаты. Верим, что скоро речь пойдёт

    • Марина Дмитриевна

      2022.11.15

      Спасибо специалистам центра. Запустили нам речь речь в 2,5 года. Результаты стали появляться после 3-4 занятия. Через 2 месяца сын заговорил предложениями, до этого только редкими словами изъяснялся. Специалисты тут хорошие, ребенок ходил с радостью. Спасибо за вашу работу и трепетный подход к детям))

    • Наталья

      2022.11.05

      Были на первом приеме. Всё понравилось, Анна Викторовна умеет расположить к себе ребенка. Подробно проконсультировала нас по всем вопросам, дала рекомендации. Записались на интенсивный курс. Очень приветливый коллектив

    • Светлана М.

      2022.10.09

      Мы начали ходить на занятия когда сыну было 3,5 года. Задержка речи, отсутствие усидчивости, отставание в развитии. К этому возрасту ребенок не говорил, издавал только звуки и слоги. До этого ходили на занятия в другой центр, за 3 месяца практически не было результатов. Сейчас сыну 4 г 3 мес, занимаемся в центре уже почти 9 месяцев. И у нас большой прогресс — стал говорить короткими предложениями, ребенок стал более усидчив и терпелив, стал играть с другими детьми. Мы очень довольны! Большая благодарность Анне Викторовне и Альбине Руслановне!

    Вам будет интересно

    Запишитесь
    прямо сейчас!