Нарушение речи у детей – это группа речевых расстройств, характеризующихся неправильным воспроизведением и (или) восприятием звуков, слов, предложений. Их причины разнообразны – врождённые и приобретённые патологии, влияние психологических факторов. Такие расстройства мешают полноценному общению, становятся источником тяжких комплексов, замедляют развитие интеллекта. Диагностика речевых нарушений и их коррекция должны проводиться как можно раньше.
Нарушение речи у детей нередко связано с органическим поражением головного мозга, артикуляционного и слухового аппарата. Среди врождённых причин – аномалии или задержка внутриутробного развития плода, глубокая недоношенность. Большой вклад в возникновение таких патологий вносят неблагоприятная экологическая обстановка, инфекции и тяжёлые хронические заболевания, гиповитаминоз, самолечение матери во время беременности. Ряд нарушений имеет наследственную природу.
Причины приобретённых органических патологий – интоксикация, травмы, болезни, перенесённые ребёнком:
У детей с перечисленными органическими патологиями и с сохранённым слухом и интеллектом возникает общее недоразвитие речи (ОНР) – алалия, дислалия, дизартрия, ринолалия, тахилалия, брадилалия. Если заболевание развилось, когда ребёнок уже начал говорить, возникает дисфазия. Эти нарушения у детей обусловлены невозможностью правильно произносить звуки.
Ещё одна разновидность нарушения развития устной речи – заикание (логоневроз). Его связывают не только с органическими поражениями, но и с психологическим потрясением. При тугоухости страдает не только устная, но и письменная речь и речевые нарушения связаны с неправильным восприятием звуков. Их относят к фонетико-фонематическому недоразвитию речи (ФФНР).
Нарушение формирования речи может усугубляться билингвизмом родителей, неблагоприятным психологическим климатом в семье, педагогической запущенностью или, напротив, избытком внимания, чрезмерной требовательностью к ребёнку.
Нарушение развития речи можно заподозрить в любом возрасте ребёнка:
Признак дисфазии на любом этапе речевого периода – утрата ранее сформировавшихся речевых навыков.
Для выявления речевых расстройств у детей проводится логопедическое обследование. Специалист оценивает, насколько соответствует возрастным нормам:
Исследование проводится в игровой форме. Для этого используются цветные кубики, мяч, музыкальные игрушки, красочные предметные картинки.
Если вы заметили у малыша признаки речевого расстройства, но не понимаете причин, не знаете, что делать, необходимо обратиться за профессиональной помощью, чтобы своевременно распознать и вылечить патологию.
Сначала проводится комплексная диагностика речевых нарушений с участием врачей и специалистов немедицинского профиля. Когда причина станет известна, мы приступим к лечению. В зависимости от основного заболевания, выраженности расстройства оно может существенно различаться. Иногда коррекция нарушений речи требует нескольких занятий с логопедом (например, при лёгкой дислалии). В других случаях (алалия, афазия) это длительное лечение с участием невролога, нейропсихолога, массажиста. Для записи на консультацию позвоните по телефону +7 926 497-05-20 или заполните форму на нашем сайте.
Услуга | Кол-во посещений | Стоимость | |
---|---|---|---|
Консультация Семкиной Анны ВикторовныОдно посещение — 30 мин |
1 | 2500 р | Записаться |