Нарушения речи

Нарушение речи у детей – это группа речевых расстройств, характеризующихся неправильным воспроизведением и (или) восприятием звуков, слов, предложений. Их причины разнообразны – врождённые и приобретённые патологии, влияние психологических факторов. Такие расстройства мешают полноценному общению, становятся источником тяжких комплексов, замедляют развитие интеллекта. Диагностика речевых нарушений и их коррекция должны проводиться как можно раньше.

Причины возникновения нарушений развития речи

Нарушение речи у детей нередко связано с органическим поражением головного мозга, артикуляционного и слухового аппарата. Среди врождённых причин – аномалии или задержка внутриутробного развития плода, глубокая недоношенность. Большой вклад в возникновение таких патологий вносят неблагоприятная экологическая обстановка, инфекции и тяжёлые хронические заболевания, гиповитаминоз, самолечение матери во время беременности. Ряд нарушений имеет наследственную природу.

Причины приобретённых органических патологий – интоксикация, травмы, болезни, перенесённые ребёнком:

  • Аутоиммунные, эндокринные, опухолевые, «детские» инфекции.
  • ДЦП, травмы и хирургические операции на голове и шее, ожог гортани.
  • Агрессивная медикаментозная терапия – антибиотиками, противогрибковыми, противоопухолевыми препаратами.

У детей с перечисленными органическими патологиями и с сохранённым слухом и интеллектом возникает общее недоразвитие речи (ОНР) – алалия, дислалия, дизартрия, ринолалия, тахилалия, брадилалия. Если заболевание развилось, когда ребёнок уже начал говорить, возникает дисфазия. Эти нарушения у детей обусловлены невозможностью правильно произносить звуки.

Ещё одна разновидность нарушения развития устной речи – заикание (логоневроз). Его связывают не только с органическими поражениями, но и с психологическим потрясением. При тугоухости страдает не только устная, но и письменная речь и речевые нарушения связаны с неправильным восприятием звуков. Их относят к фонетико-фонематическому недоразвитию речи (ФФНР).

Нарушение формирования речи может усугубляться билингвизмом родителей, неблагоприятным психологическим климатом в семье, педагогической запущенностью или, напротив, избытком внимания, чрезмерной требовательностью к ребёнку. 

Основные симптомы задержки речевого развития

Нарушение развития речи можно заподозрить в любом возрасте ребёнка:

  • В доречевой период (от рождения до года) – по отсутствию или особенностям лепета, крика. Младенец может сигнализировать о своих потребностях монотонно, чересчур тихо, издавать нетипичные звуки (например, похожие на кошачье мяуканье). Крик и лепет могут сопровождаться шумным, хриплым дыханием. Малыш не реагирует на интонацию обращённой к нему речи, а ближе к году явно не улавливает её смысл, не произносит коротких слогов.
  • В возрасте 1-2 лет – ребёнок не произносит коротких слов, не может связать их в осмысленное короткое предложение, сказать, как его зовут.
  • После двух лет – обладает скудным лексиконом, говорит невнятно, о своих потребностях предпочитает доносить жестами, а не речью. Не всегда понимает, о чём ему говорят. Речь может быть чересчур медленной или быстрой, с «проглатыванием» окончаний.

Признак дисфазии на любом этапе речевого периода – утрата ранее сформировавшихся речевых навыков.

Диагностика нарушений речи

Для выявления речевых расстройств у детей проводится логопедическое обследование. Специалист оценивает, насколько соответствует возрастным нормам:

  • уровень развития мелкой и артикуляционной моторики;
  • степень ориентирования в пространстве;
  • способность воспроизводить звуки;
  • способность воспринимать звуки и их сочетания;
  • словарный запас;
  • правильность построения слов, фраз, предложений;
  • связность речи.

Исследование проводится в игровой форме. Для этого используются цветные кубики, мяч, музыкальные игрушки, красочные предметные картинки.

Коррекция и лечение

Если вы заметили у малыша признаки речевого расстройства, но не понимаете причин, не знаете, что делать, необходимо обратиться за профессиональной помощью, чтобы своевременно распознать и вылечить патологию.

Сначала проводится комплексная диагностика речевых нарушений с участием врачей и специалистов немедицинского профиля. Когда причина станет известна, мы приступим к лечению. В зависимости от основного заболевания, выраженности расстройства оно может существенно различаться. Иногда коррекция нарушений речи требует нескольких занятий с логопедом (например, при лёгкой дислалии). В других случаях (алалия, афазия) это длительное лечение с участием невролога, нейропсихолога, массажиста. Для записи на консультацию позвоните по телефону +7 926 497-05-20 или заполните форму на нашем сайте.

Специалисты центра

  • Специалист Семкина Анна Викторовна

    Семкина Анна Викторовна

    Главный логопед Министерства здравоохранения Московской области. Руководитель Центра патологии и нейрореабилитации Анны Семкиной, логопед-дефектолог, speech therapist.

    Подробнее
  • Специалист Киреева Альбина Руслановна

    Киреева Альбина Руслановна

    Нейропсихолог, клинический психолог Центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной. В работе активно применяет метод замещающего онтогенеза А.В. Семенович, метод синдромного анализа А.Р.Лурия, программы мозжечковой стимуляции Balametrics, ме...

    Подробнее
  • Специалист Елизарьева Татьяна Михайловна

    Елизарьева Татьяна Михайловна

    Логопед-дефектолог Центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной. В работе активно применяет методы АРТ-терапии и программы коррекции заикания.

    Подробнее
  • Специалист Гоппе Елена Сергеевна

    Гоппе Елена Сергеевна

    Главный логопед

    Стаж 5 лет

    Психолог Центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной. В своей работе применяет методы АВА-терапии, программы мозжечковой стимуляции Balametrics, игровой терапии и элементы сенсорной интеграции.

    Подробнее

    Отзывы о нас

    Общая оценка:

    Все отзывы
    • Екатерина Р.

      2022.07.01

      В этом центре работают профессиональные специалисты, пошла к ним по рекомендации знакомых и уже долгое время занимаемся с логопедом Анной Викторовной и с психологом Еленой Сергеевной… помещение у них новое, но мы за этими специалистами поедем везде! Чуткие, внимательные, умеют найти поход к детям с поведенческими особенностями, высокопрофессиональные, отлично справляются с запуском речи и корректируют поведение.Рекмендую, не пожалеете.Удачи и с Богом!!!

    • Екатерина Р.

      2022.07.01

      В этом центре работают профессиональные специалисты, пошла к ним по рекомендации знакомых и уже долгое время занимаемся с логопедом Анной Викторовной и с психологом Еленой Сергеевной… помещение у них новое, но мы за этими специалистами поедем везде! Чуткие, внимательные, умеют найти поход к детям с поведенческими особенностями, высокопрофессиональные, отлично справляются с запуском речи и корректируют поведение.Рекмендую, не пожалеете.Удачи и с Богом!!!

    • Екатерина Р.

      2022.07.01

      В этом центре работают профессиональные специалисты, пошла к ним по рекомендации знакомых и уже долгое время занимаемся с логопедом Анной Викторовной и с психологом Еленой Сергеевной… помещение у них новое, но мы за этими специалистами поедем везде! Чуткие, внимательные, умеют найти поход к детям с поведенческими особенностями, высокопрофессиональные, отлично справляются с запуском речи и корректируют поведение.Рекмендую, не пожалеете.Удачи и с Богом!!!

    • Екатерина Р.

      2022.07.01

      В этом центре работают профессиональные специалисты, пошла к ним по рекомендации знакомых и уже долгое время занимаемся с логопедом Анной Викторовной и с психологом Еленой Сергеевной… помещение у них новое, но мы за этими специалистами поедем везде! Чуткие, внимательные, умеют найти поход к детям с поведенческими особенностями, высокопрофессиональные, отлично справляются с запуском речи и корректируют поведение.Рекмендую, не пожалеете.Удачи и с Богом!!!

    • Екатерина Р.

      2022.07.01

      В этом центре работают профессиональные специалисты, пошла к ним по рекомендации знакомых и уже долгое время занимаемся с логопедом Анной Викторовной и с психологом Еленой Сергеевной… помещение у них новое, но мы за этими специалистами поедем везде! Чуткие, внимательные, умеют найти поход к детям с поведенческими особенностями, высокопрофессиональные, отлично справляются с запуском речи и корректируют поведение.Рекмендую, не пожалеете.Удачи и с Богом!!!

      Вам будет интересно

      Запишитесь
      прямо сейчас!