+7 926 497-05-20
Пн.-Пт.: с 9.00 до 20.00
Сб.-Вс.: с 11.00 до 20.00
+7 926 497-05-20
г. Реутов, улица Октября, д.52, пом.6
г. Москва, улица Лухмановская, д.34, пом.43
Записаться

Постановка звука «Л». Упражнения для постановки звука «Л»

27.03.2023

Постановка звука «Л» в логопедической работе – это важный этап проработки произношения. Этот звук дети полностью осиливают к 6 годам. Если же в этом возрасте проблема не проходит, лучше обратиться к логопеду, который поможет в решении проблемы и назначит упражнения для постановки звука «Л».

Правильная артикуляция звука «Л»

Чтобы звук «Л» произносился без искажений, органы речи должны находиться в таких позициях:

  • язык должен находиться в тонусе, а также касаться десен в середине и у верхних резцов;
  • зубы не должны быть сжаты, а между ними небольшое расстояние;
  • кончик языка должен прикасаться к деснам у верхних резцов;
  • воздух проходит между щеками с двух сторон и языком;
  • звучание голоса происходит, если задействовать голосовые связки.

Причины неправильного произношения звука «Л»

Проблемы с произношением у детей бывают в результате таких причин:

  • слишком маленький возраст;
  • проблемы с мышцами языка;
  • проблемы с фонематическим слухом;
  • укороченная связка под языком.

Подготовка

Логопедическая постановка звука «Л» предполагает несколько этапов. Ребенку показывают, как должна звучать буква «Л». Затем просят определить ее на слух. Это влияет на развитие фонематического восприятия. После этого проводится дыхательная гимнастика, помогающая сформировать целенаправленную воздушную струю.

Способы постановки звука «Л» у детей

Для постановки звука «Л» у детей применяют различные способы. Один из вариантов постановка по подражанию. Ребенку перед зеркалом показывают, как располагать язычок и акцентируют внимание на малозаметной вибрации щек. Затем малыш все повторяет за взрослым. В процессе занятий применяются игровые приемы, позволяющие справиться с трудностями. Также логопед применяет иллюстрированные материалы.

К следующим способам постановки звука «Л» у детей можно отнести механический. При такой методике можно использовать вспомогательные средства. Это может быть зонд, шпатель и другие предметы домашнего обихода, которыми можно безопасно пользоваться.

Также активно применяется постановка звука «Л» через другие звуки. Например, через звук «ы».

Для быстрого освоения звука важно соблюдать определенную последовательность и длительность по упражнениям. Важно, чтобы ребенок не ощущал усталость. Для этого важно соблюдать временные рамки:

  • гимнастику для артикуляционного аппарата выполняют на протяжении семи минут;
  • постановка звука и автоматизация занимают 10-15 минут;
  • фонематическая работа, направленная на закрепление материалов занимает 10 минут.

Упражнения для постановки звука «Л»

Применяют специальные упражнения для постановки звука «Л». Комплекс включает подражательные игры для язычка. Постановка состоит из нескольких этапов. Прежде чем перейти к комплексу выполняют артикуляционную гимнастику, стимулирующую работу органов артикуляционного аппарата. Актуальны такие упражнения:

  • «лошадка». Язык распластать по ширине и делать щелчки в области неба рядом с верхними резцами. Рот приоткрывается, а нижняя челюсть с губой оставляются в неподвижном состоянии;
  • «гамак». Кончик языка следует упереть в передние резцы, где находится верхний ряд зубов. Языку следует придать форму гамака. В этом положении задерживать на счет 5, а затем расслаблять;
  • «вкусный обед». Широким языком необходимо облизать верхнюю губу движением вверх и вниз. Нижняя часть челюсти с губой должны оставаться статичными;
  • «индюк». Язык необходимо сделать широким и выполнять те же движения, что и в предыдущем упражнении, но более быстро;
  • «грибок». Язык притягивается к небу, чтобы было ощутимо натяжение уздечки языка;
  • «качели». Необходимо открыть рот и сделать широкую улыбку. Кончик языка следует по очереди к верхним и нижним зубам.

Тренировки должны продолжаться не менее двух недель, при желании их можно продлить до месяца.

Для закрепления произношения также нужно выполнять определенные упражнения. Можно задействовать следующие игры:

  • «дорожки». На бумаге нужно написать большую букву Л и волнистые дорожки от нее к предметам, которые начинаются на этот звук. Ребенок должен поставить свой палец на букву и от нее вести по линии и одновременно проговаривать звук. В завершение назвать предмет;
  • «колобки». Предварительно нужно сделать фигурку лисы и 10 штук колобков, а также картинки со словами, которые содержат букву Л в различных частях слова. Если малыш правильно произносит слово с картинки и букву, колобок может убежать от лисицы. Если этого не происходит, она его съедает;
  • «картинки с предметами». Сначала нужно подготовить картинки с разными словами, которые начинаются на л, а затем ребенок должен назвать изображение и отыскать нужный предмет.

Автоматизация произношения

После поэтапной постановки звука «Л», его необходимо ввести в повседневную речь. Этап автоматизации предполагает фиксацию звука в изолированном звучании, затем в отдельных слогах и словах, поле этого в предложениях и словосочетаниях. Постановка и автоматизация звука «Л» выполняются при помощи разучивания стихов и игровых упражнений, а также загадок и скороговорок. Прежде чем поводить занятия, нежно выполнить артикуляционную гимнастику в качестве разминки. Это позволит подготовить речевой аппарат к работе.

Логопедическая постановка звука «Л» назначается специалистами нашего центра. Чтобы записаться на прием нужно позвонить по телефону +7 926 497-05-20.

Добавить комментарий

Услуги и занятия, упоминаемые в статье

Услуга Кол-во посещений Стоимость

Консультация Семкиной Анны Викторовны

Одно посещение — 30 мин

1 2500 р Записаться

Индивидуальное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения

Одно посещение — 30 мин

1 1800 р Записаться

Абонемент на индивидуальные логопедические занятия по коррекции звукопроизношения

Одно посещение — 30 мин

10 15000 р Записаться

Вам будет интересно

Последние новости центра

Запишитесь
прямо сейчас!