Классификация речевых нарушений

Нарушение речи – это отклонения в речевой деятельности от общепринятых языковых норм, затрудняющие общение и адаптацию в социуме. Такие расстройства имеют биологическую или социальную природу и встречаются у детей и взрослых. Классификация речевых нарушений по разным критериям используется для определения типа отклонения у каждого пациента. Это важно для построения правильной обучающей и корригирующей программы.

Подавляющее большинство расстройств речевой деятельности формируется в детстве, с 1-2 лет. Любые отклонения в устной и письменной речи должны насторожить родителей, стать поводом для обращения к специалистам – проблема не решится самостоятельно. Современные подходы позволяют частично или полностью исправить речевые недостатки в любом возрасте.

Основные классификации нарушений речи

В логопедии используются две основные классификации нарушений речи:

  1. Клинико-педагогическая – привязана к медицинским причинам возникновения отклонений.
  2. Психолого-педагогическая – базируется на симптоматических характеристиках речевых расстройств.

Их используют для достижения разных целей. Клинико-педагогическая классификация речевых нарушений позволяет предположить причинную патологию для дальнейшего сотрудничества с врачами разных направлений. Психолого-педагогическая классификация отражает проявления расстройства и помогает специалистам не врачебного профиля найти оптимальные пути коррекции.

Психолого-педагогическая классификация

Эта классификация делит их на две большие разновидности – нарушения средств общения и применения этих средств.

В составе первой группы:

Вторая группа представлена заиканием – судорожным повторением отдельных звуков и их групп, задержкой речевого потока на каком-то звуке.

Клинико-педагогическая классификация речевых нарушений

Здесь во главе структуры находятся расстройства устной и письменной речи.

Нарушения устной речи

Структурное «дерево» дефектов разговорной речи возглавляют два вида нарушений – внешнего высказывания и внутреннего оформления высказывания.

К первому относят следующие патологические синдромы:

  • Брадилалию и тахилалию – чрезмерное повышение и снижение скорости речи.
  • Дислалию и дизартрию – некорректное произношение различных звуков, расстройство речевого ритма и интонации.
  • Ринолалию – тяжкие дефекты воспроизведения в сочетании с другими изменениями речи (голос теряет окраску, выразительность, становится гнусавым).
  • Дисфонию – снижение громкости, звуковой окраски голоса вплоть до полного исчезновения (афонии – расстройства, при котором речь воспроизводится только шёпотом).
  • Заикание (логоневроз).

Второй тип нарушений включает:

  • Алалию – полное отсутствие речи или грубые дефекты, делающие её непонятной.
  • Афазию – потерю приобретённой ранее способности формировать слова или воспроизводить осмысленные фразы.

Эти расстройства чаще всего связаны с поражением речевых центров коры головного мозга. Нарушения внешнего высказывания могут иметь разную природу – неврологическую, психическую, психологическую, анатомическую (поражение системы, отвечающей за воспроизведение речи – гортани, органов полости рта, носоглотки).

Нарушения письменной речи

Здесь разграничивают два типа нарушений: дислексию и дисграфию – расстройства приобретения навыков чтения и процесса письма соответственно. Часто эти нарушения сопутствуют друг другу.

Рекомендации

Неправильная речь является источником моральных страданий, негативно сказывается на интеллектуальном и личностном развитии, влечёт вторичные психологические проблемы. Выявлять и исправлять речевые нарушения следует как можно раньше. Детский мозг особенно пластичен, и расстройства речи относительно легко поддаются коррекции. С возрастом пластичность утрачивается, и нарушения приобретают стойкий, необратимый характер.

Коррекция речи осуществляется под руководством логопеда с привлечением нейропсихолога, невролога, педиатра. В нашем центре принимают все необходимые специалисты с многолетним опытом работы. Применение современных методик позволяет успешно корректировать речевые нарушения у детей и подростков до 18 лет. Верните ребёнку радость общения – позвоните нам по телефону +7 926 497-05-20 для записи на консультацию.

21.02.2022

Добавить комментарий

Услуги и занятия, упоминаемые в статье

Услуга Кол-во посещений Стоимость

Консультация Семкиной Анны Викторовны

Одно посещение — 30 мин

1 2500 р Записаться

Индивидуальное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения

Одно посещение — 30 мин

1 1800 р Записаться

Вам будет интересно

Запишитесь
прямо сейчас!