Нарушение речи – это отклонения в речевой деятельности от общепринятых языковых норм, затрудняющие общение и адаптацию в социуме. Такие расстройства имеют биологическую или социальную природу и встречаются у детей и взрослых. Классификация речевых нарушений по разным критериям используется для определения типа отклонения у каждого пациента. Это важно для построения правильной обучающей и корригирующей программы.
Подавляющее большинство расстройств речевой деятельности формируется в детстве, с 1-2 лет. Любые отклонения в устной и письменной речи должны насторожить родителей, стать поводом для обращения к специалистам – проблема не решится самостоятельно. Современные подходы позволяют частично или полностью исправить речевые недостатки в любом возрасте.
Основные классификации нарушений речи
В логопедии используются две основные классификации нарушений речи:
- Клинико-педагогическая – привязана к медицинским причинам возникновения отклонений.
- Психолого-педагогическая – базируется на симптоматических характеристиках речевых расстройств.
Их используют для достижения разных целей. Клинико-педагогическая классификация речевых нарушений позволяет предположить причинную патологию для дальнейшего сотрудничества с врачами разных направлений. Психолого-педагогическая классификация отражает проявления расстройства и помогает специалистам не врачебного профиля найти оптимальные пути коррекции.
Психолого-педагогическая классификация
Эта классификация делит их на две большие разновидности – нарушения средств общения и применения этих средств.
В составе первой группы:
- ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи) – недостатки воспроизведения, связанные с неспособностью правильно воспринимать или произносить звуки.
- ОНР (общее недоразвитие речи) – сочетанные дефекты всех речевых составляющих, затрагивающие как воспроизведение, так и смысловой аспект.
Вторая группа представлена заиканием – судорожным повторением отдельных звуков и их групп, задержкой речевого потока на каком-то звуке.
Клинико-педагогическая классификация речевых нарушений
Здесь во главе структуры находятся расстройства устной и письменной речи.
Нарушения устной речи
Структурное «дерево» дефектов разговорной речи возглавляют два вида нарушений – внешнего высказывания и внутреннего оформления высказывания.
К первому относят следующие патологические синдромы:
- Брадилалию и тахилалию – чрезмерное повышение и снижение скорости речи.
- Дислалию и дизартрию – некорректное произношение различных звуков, расстройство речевого ритма и интонации.
- Ринолалию – тяжкие дефекты воспроизведения в сочетании с другими изменениями речи (голос теряет окраску, выразительность, становится гнусавым).
- Дисфонию – снижение громкости, звуковой окраски голоса вплоть до полного исчезновения (афонии – расстройства, при котором речь воспроизводится только шёпотом).
- Заикание (логоневроз).
Второй тип нарушений включает:
- Алалию – полное отсутствие речи или грубые дефекты, делающие её непонятной.
- Афазию – потерю приобретённой ранее способности формировать слова или воспроизводить осмысленные фразы.
Эти расстройства чаще всего связаны с поражением речевых центров коры головного мозга. Нарушения внешнего высказывания могут иметь разную природу – неврологическую, психическую, психологическую, анатомическую (поражение системы, отвечающей за воспроизведение речи – гортани, органов полости рта, носоглотки).
Нарушения письменной речи
Здесь разграничивают два типа нарушений: дислексию и дисграфию – расстройства приобретения навыков чтения и процесса письма соответственно. Часто эти нарушения сопутствуют друг другу.
Рекомендации
Неправильная речь является источником моральных страданий, негативно сказывается на интеллектуальном и личностном развитии, влечёт вторичные психологические проблемы. Выявлять и исправлять речевые нарушения следует как можно раньше. Детский мозг особенно пластичен, и расстройства речи относительно легко поддаются коррекции. С возрастом пластичность утрачивается, и нарушения приобретают стойкий, необратимый характер.
Коррекция речи осуществляется под руководством логопеда с привлечением нейропсихолога, невролога, педиатра. В нашем центре принимают все необходимые специалисты с многолетним опытом работы. Применение современных методик позволяет успешно корректировать речевые нарушения у детей и подростков до 18 лет. Верните ребёнку радость общения – позвоните нам по телефону +7 926 497-05-20 для записи на консультацию.
Добавить комментарий