Дислалия

Дислалия – это затруднения с воспроизведением звуков, не связанные с поражением слуха и речевых центров головного мозга. Ребёнок пропускает, искажает или заменяет отдельные звуки устной речи, в результате чего она становится малопонятной. Это наиболее распространённое речевое нарушение – частота встречаемости у дошкольников достигает 50%. При условии регулярных занятий с логопедом дислалия у детей хорошо поддаётся коррекции.

Классификация

Существует две основные группы расстройств произношения:

  • Механическая дислалия – обусловленная спецификой строения органов, участвующих в артикуляции.
  • Функциональная дислалия – нарушения связаны со средовыми факторами (воспитанием, обстановкой в семье) или расстройством контроля со стороны речевых центров головного мозга.

Функциональная форма – следствие обратимых изменений в мозговых структурах. В зависимости от локализации поражения выделяют 3 вида функциональной дислалии:

  • Моторную – с вовлечением речедвигательного анализатора. При этом затрудняется артикуляция и отмечается искажение звуков.
  • Сенсорную – с нарушеним функции речеслухового анализатора: ребёнку сложно различать похожие звуки. Нарушение при дислалии этого типа проявляется заменой одних и тех же звуков (например, шипящих и свистящих) в устной и письменной речи.
  • Смешанной – с дисфункцией обоих речевых центров.

Кроме этих патологических форм существует физиологическая дислалия – когда ребёнок учится говорить и сначала произносит звуки неправильно. В норме речь становится чистой к пяти годам.

Причины дислалии

Причины механической формы расстройства – отклонения в строении зубочелюстной системы, губ, языка:

  • Укорочение уздечки верхней губы или языка – в большинстве случаев наследственная проблема.
  • Патологическое увеличение или уменьшение размеров языка (макро- и микроглосиия). Такой дефект часто сопровождает олигофрению, физическое недоразвитие.
  • Неправильный прикус.
  • Многочисленные тремы (межзубные промежутки).
  • Уплощённый или чрезмерно высокий свод нёба (готическое нёбо).

Нарушения зубочелюстной системы могут быть следствием вредных привычек (сосание пальца, прикусывание предметов), гнойных воспалений, генетической патологии.

Основных причины дислалии функционального типа – влияние биологических и социальных факторов:

  • Неправильное произношение взрослых (нередко привычка «сюсюкать») – ребёнок охотно подражает.
  • Двуязычие (билингвизм) родителей – общение с ребёнком на разных языках в период формирования речи.
  • Дефицит общения.
  • Ослабление организма частыми болезнями.
  • Функциональные расстройства ЦНС.

Основные симптомы дислалии у детей

Дислалия у детей проявляется нарушенным произношением звуков:

  • Искажением – неправильным воспроизведением, что в обиходе называют «шепелявостью», «картавостью».
  • Смешением – ребёнок правильно произносит звуки, но путает их расположение, меняет местами в речевом потоке.
  • Пропуском – «проглатыванием» звука в любой части слова.
  • Замещением – ребёнок постоянно заменяет один звук другим, похожим.

Вместе с тем дети с дислалией говорят связно: не путают слоги, грамотно выстраивают фразы и предложения. Их словарный запас соответствует возрастной норме.

Диагностика и коррекция

Диагностикой и коррекцией дислалии занимается логопед. На первом приёме он оценивает уровень психомоторного и речевого развития, осматривает органы артикуляционного аппарата, выявляет дефекты произношения звуков. При функциональной дислалии ребёнок направляется на консультацию невролога.

Лечение дислалии включает несколько последовательных этапов:

  1. Подготовка. При механической форме – коррекция анатомического дефекта: пластика уздечки, ортодонтическое лечение. При функциональной дислалии – развитие мелкой моторики, постановка дыхания, логопедический массаж, артикуляционная гимнастика.
  2. Формирование произношения – обучение правильному воспроизведению отдельных звуков.
  3. Формирование коммуникативных навыков – тренировка уместного применения отработанных звуков в речевом потоке.

Занятия проводятся не менее двух-трёх раз в неделю. В зависимости от сложности случая курс коррекции занимает 1-6 месяцев.

Если вы заметили у ребёнка признаки дислалии, обратитесь к специалисту как можно скорее. Чем младше пациент, тем быстрее удаётся исправить речевое нарушение. Запишитесь на консультацию в наш центр на сайте или по телефону +7 926 497-05-20.

Услуга Кол-во посещений Стоимость

Консультация Семкиной Анны Викторовны

Одно посещение — 30 мин

1 2500 р Записаться

Специалисты центра

  • Гоппе Елена Сергеевна

    Психолог

    Психолог Центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной. В своей работе применяет методы АВА-терапии, программы мозжечковой стимуляции Balametrics, игровой терапии и элементы сенсорной интеграции.

    Подробнее
  • Семкина Анна Викторовна

    Главный логопед

    Главный логопед Министерства здравоохранения Московской области. Руководитель Центра патологии и нейрореабилитации Анны Семкиной, логопед-дефектолог, speech therapist.

    Подробнее
  • Киреева Альбина Руслановна

    Нейропсихолог

    Нейропсихолог, клинический психолог. В работе активно применяет метод замещающего онтогенеза А.В. Семенович, метод синдромного анализа А.Р.Лурия, программы мозжечковой стимуляции Balametrics, методы когнитивной коррекции, игровой терапии, элементов с...

    Подробнее
  • Елизарьева Татьяна Михайловна

    Логопед-дефектолог

    Логопед-дефектолог Центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной. В работе активно применяет методы АРТ-терапии и программы коррекции заикания.

    Подробнее

    Отзывы о нас

    Общая оценка:

    • Сергеева Ольга

      2022.11.23

      Хочу выразить огромную благодарность специалистам центра. Сыну 4 года у нас задержка психоречевого развития. С Анной Викторовной уже со второго занятия мы увидели небольшой прогресс. Занимаемся на протяжении 2 месяцев и сын ждет занятия с нетерпением, все занятия очень разнообразные. Недавно еще добавились занятия с нейропсихологом. Динамика очень хорошая.

    • Гуля

      2022.11.22

      В Центре речи работают действительно специалисты, которые и знают как именно, и умеют работать с детьми с задержкой речи и развития. Это не просто «развивашки» ))) Занимаемся здесь с нейропсихологом и дефектологом около 6 месяцев, есть очевидные результаты. Верим, что скоро речь пойдёт

    • Марина Дмитриевна

      2022.11.15

      Спасибо специалистам центра. Запустили нам речь речь в 2,5 года. Результаты стали появляться после 3-4 занятия. Через 2 месяца сын заговорил предложениями, до этого только редкими словами изъяснялся. Специалисты тут хорошие, ребенок ходил с радостью. Спасибо за вашу работу и трепетный подход к детям))

    • Наталья

      2022.11.05

      Были на первом приеме. Всё понравилось, Анна Викторовна умеет расположить к себе ребенка. Подробно проконсультировала нас по всем вопросам, дала рекомендации. Записались на интенсивный курс. Очень приветливый коллектив

    • Светлана М.

      2022.10.09

      Мы начали ходить на занятия когда сыну было 3,5 года. Задержка речи, отсутствие усидчивости, отставание в развитии. К этому возрасту ребенок не говорил, издавал только звуки и слоги. До этого ходили на занятия в другой центр, за 3 месяца практически не было результатов. Сейчас сыну 4 г 3 мес, занимаемся в центре уже почти 9 месяцев. И у нас большой прогресс — стал говорить короткими предложениями, ребенок стал более усидчив и терпелив, стал играть с другими детьми. Мы очень довольны! Большая благодарность Анне Викторовне и Альбине Руслановне!

    Вам будет интересно

    Запишитесь
    прямо сейчас!