+7 926 497-05-20
Пн.-Пт.: с 9.00 до 20.00
Сб.-Вс.: с 11.00 до 20.00
+7 926 497-05-20
г. Реутов, улица Октября, д.52, пом.6
г. Москва, улица Лухмановская, д.34, пом.43
Записаться

Почему ребенок не говорит? Основные причины

17.02.2022

Отсутствие речи в положенные сроки могут вызывать разные причины – от патологий органов и систем, отвечающих за речевую деятельность, до психологических факторов, задерживающих речевое развитие. Чтобы устранить проблему, важно выявить её природу. Чем раньше это сделать, тем быстрее расстройство поддаётся коррекции. По причине гиподиагностики, неспособности специалиста адекватно оценить тяжесть поражения, драгоценное время нередко бывает упущено, недоразвитие речи приводит к замедлению развития интеллекта.

Чтобы получить точный и достоверный ответ на вопрос, почему ребёнок не говорит, обратитесь в Центр патологии речи Анны Сёмкиной. Квалифицированный логопед-дефектолог выявит причины, по которым отсутствует речь, и предложит коррекционную программу. Телефон для записи на консультацию – +7 926 497-05-20.

Основные причины, которые задерживают развитие речи

Необходимые условия развития речи у ребёнка:

  • Достаточная зрелость коры больших полушарий головного мозга.
  • Нормальная работа артикуляционного аппарата.
  • Наличие слуха.
  • Полноценное речевое окружение с самого рождения.

Если даже одно из этих звеньев частично или полностью выпадает, речевое развитие может отсутствовать или задерживаться.

К неспособности говорить приводят анатомические повреждения и функциональные расстройства со стороны нервной системы, слухового или артикуляционного аппарата.

Основные причины таких поражений:

  • Патологии беременности и родов, глубокая недоношенность плода.
  • Инфекции, перенесённые матерью во время беременности или ребёнком в первые месяцы и годы жизни – краснуха, корь, свинка, дифтерия, герпес, грипп и другие.
  • Воспалительные болезни ЛОР-органов у ребёнка – средний отит, ларингит, тонзиллит.
  • Опухолеподобное образование глоточной миндалины – аденоиды.
  • Аутоиммунные заболевания.
  • Обменные и эндокринные нарушения.
  • Врождённые пороки развития головного мозга, ЛОР-органов.
  • Опухоли головы и шеи.
  • Тяжёлая патологическая желтуха новорождённых.
  • Генетические «поломки» – наследственные, вызванные контактом беременной женщины с токсичными веществами, на фоне позднего возраста матери (старше 35-40 лет).
  • Лечение беременной женщины или ребёнка рядом лекарственных препаратов – некоторыми антибиотиками (особенно аминогликозидами), противоопухолевыми, противотуберкулёзными, системными противогрибковыми средствами.
  • Черепно-мозговая травма, химический ожог гортани, хирургические операции на голове и шее.

При многих врождённых патологиях опытный специалист обнаружит признаки отсутствия формирования речи уже в младенчестве. Если заболевание развивается после года, ребёнок, который чётко произносил слова и даже осмысленные фразы, постепенно перестаёт разговаривать.

Виной задержки речи – когда у ребёнка есть все физиологические предпосылки, но он не говорит – могут стать следующие факторы:

  • Билингвизм в семье – мама и папа в повседневном общении используют два языка (например, русский и английский).
  • Постоянный стресс, психологический дискомфорт.
  • Дефицит общения с родителями и сверстниками. Такая задержка речи часто наблюдается у маленьких сирот, «отказников», у домашних детей, вынужденных подолгу находиться в больнице.
  • Наследственная предрасположенность – если родители заговорили поздно, у их ребёнка речь также может незначительно задерживаться.

Встречаются и казуистические случаи – ребёнок упорно молчит в ответ на излишнюю настойчивость родителей в попытках его разговорить или может считать, что в данный момент говорить не с кем и незачем.

Ребенок не говорит в 2-3 года

Основные причины отсутствия речи в возрасте 2-3 лет:

  • Глухота (полное отсутствие слуха) или выраженная тугоухость. Ребёнок не говорит и не реагирует на звуки (или реагирует на очень громкие). Врождённую патологию выявляют вскоре после рождения, приобретённую – по мере возникновения. Коррекция проводится при участии отоларинголога (ЛОР-врача), сурдолога, логопеда-дефектолога.
  • Нарушения психического развития – умственная отсталость, расстройства аутического спектра. Эти патологии диагностируют после года, в диагностике и коррекции участвуют психиатр, дефектолог, психолог.
  • Выраженные (первого уровня речевого развития) общие нарушения речи (ОНР), когда дети с сохранённым интеллектом и слухом не способны говорить.
  • Психосоциальные – связанные с психологическими особенностями самого ребёнка или окружающей его среды обитания.

К ОНР относят следующие синдромы:

  • Сенсорную, моторную и смешанную алалию – отсутствие речи в результате поражения речевых центров головного мозгас сохранённым пониманием чужой речи или без. Патология диагностируется и корректируется с 2,5 лет логопедом-дефектологом.
  • Афазию – расстройство, схожее с алалией, характеризующееся потерей приобретённых ранее речевых навыков.
  • Отсутствие голоса – афонию – вследствие врождённых пороков, заболеваний и травм гортани и голосовых связок, операций на голове и шее. Корректируют нарушение невролог, отоларинголог, фониатр, логопед.
  • Анартрию – невозможность говорить ввиду парализации артикуляционного аппарата. Диагноз выставляется с двух лет, коррекцию осуществляют невролог, логопед.
  • Ринолалию – нарушение артикуляции и образования голоса на фоне поражений носо- и ротоглотки. Коррекцией занимаются хирург, невролог, логопед.

Диагнозы психосоциальной природы выставляют в 2-3 года. Они включают:

  • Задержку речевого развития (ЗРР) – по причине отсутствия общения (в семье, со сверстниками), билингвизма взрослых. Поддаётся коррекции со стороны родителей при условии регулярных развивающих занятий. Консультировать может психолог, логопед, дефектолог.
  • Задержка психоречевого развития (ЗПРР) – на фоне неблагоприятной психологической обстановки в семье, недостатке внимания к ребёнку или, напротив, гиперопеке. Корректируют нарушение психолог, логопед-дефектолог.

Чтобы понять, почему дети не говорят, необходимы как минимум два приёма коррекционного педагога. На первичном приёме логопед выставляет предварительный диагноз. Для точной диагностики необходимо обследование в динамике (несколько занятий), консультирование других специалистов.

Добавить комментарий

Услуги и занятия, упоминаемые в статье

Услуга Кол-во посещений Стоимость

Консультация Семкиной Анны Викторовны

Одно посещение — 30 мин

1 2500 р Записаться

Психолого-педагогический консилиум: логопед и психолог

Одно посещение — 30 мин

1 3000 р Записаться

Вам будет интересно

Последние новости центра

Запишитесь
прямо сейчас!