+7 926 497-05-20
Пн.-Пт.: с 9.00 до 20.00
Сб.-Вс.: с 11.00 до 20.00
+7 926 497-05-20
г. Реутов, улица Октября, д.52, пом.6
г. Москва, улица Лухмановская, д.34, пом.43
Записаться

Задержка речевого развития ЗРР

Задержка речевого развития – запаздывание формирования устной речи у детей до трёх-четырёхлетнего возраста. Такое заключение выносит логопед, если речевые навыки малыша отстают от общепринятых возрастных показателей. Исследование показывает скудный словарный запас, неспособность к выразительной разговорной речи. Отставание может быть физиологической особенностью, вариантом нормы – в такой ситуации ребёнок через некоторое время быстро догоняет сверстников. Однако в ряде случаев причиной снижения темпов овладения речью становятся серьёзные нарушения, и малыш нуждается в профессиональной коррекции. Поэтому задержка речевого развития у детей – веская причина обратиться к специалисту.

Основные причины задержки речевого развития (ЗРР)

В логопедии причины ЗРР у детей разделяют на биологические и психосоциальные. Среди распространённых биологических причин задержки речевого развития:

  • Недостаточность функций центральной нервной системы ребёнка, связанная с акушерской патологией (осложнениями течения беременности и родов). В группе риска дети с родовой травмой, асфиксией, перенёсшие внутриутробную инфекцию, родившиеся раньше времени или переношенные.
  • Черепно-мозговая травма и патологии, перенесённые в младенческом возрасте – дефицит массы тела, нейроинфекция, патологическая реакция на прививку, продолжительные или частые болезни.
  • Выраженное снижение слуха.
  • Наследственная предрасположенность – нередко у детей, чьи родители заговорили позднее сверстников, также отмечается ЗРР.

Психосоциальные причины ЗРР у детей:

  • Нежелание (невозможность) уделять малышу достаточное количество внимания или, напротив, гиперопека.
  • Билингвизм взрослых, тесно общающихся с ребёнком (родителей, бабушки, няни).
  • Стремление родителей растить вундеркинда с пелёнок – попытка дать малышу избыточный объём информации зачастую носит обратный эффект.

В трети случаев достоверно определить причину ЗРР не удаётся.

Как проявляется ЗРР у детей

Задержка речевого развития у детей сопровождается следующими симптомами:

  • В доречевом периоде – отсутствие гуления в 2-3 месяца, лепета в 5-6 месяцев, отдельных простых слов в 10-12 месяцев. Признаком ЗРР может стать вялое, монотонное, беззвучное произнесение звуков.
  • В годовалом возрасте – отсутствие реакции у ребёнка на обращённую к нему речь, любые другие звуки.
  • К полутора годам – малыш практически не пытается повторять слова за взрослыми.
  • К двум годам – неспособность понять и выполнить задание со слов родителей, осмысленно произносить слова, характеризующие предметы или действия.
  • В 2,5 года – отсутствие фраз.
  • К трём годам – неумение говорить оформленными предложениями (отсутствие связной речи).

Возрастные рамки представлены приблизительно. Логопеды считают нормой отклонения от них:

  • У мальчиков – на четыре-пять месяцев.
  • У девочек – на два-три месяца.

По признакам, приведённым выше, родители могут только заподозрить ЗРР у ребёнка. Точная диагностика – работа специалистов.

Диагностика и лечение задержки речевого развития

Диагностика ЗРР проводится логопедом с привлечением врачей – педиатра, отоларинголога, невролога, психиатра, клинического психолога (детского нейропсихолога). Только профессиональное наблюдение малыша в динамике позволит определить, что лежит в основе запаздывания речи – безобидная индивидуальная особенность или патология.

Диагностический поиск включает:

  • Логопедическое обследование.
  • Оценку состояния лор-органов.
  • Неврологическое исследование.
  • Оценку общего психического развития.

Лечение задержки речевого развития зависит от результатов комплексного обследования. При обнаружении медицинской патологии проводится её терапия врачом соответствующего профиля. При выявлении психосоциальных причин психолог помогает родителям создать дома благоприятную для формирования речи у малыша обстановку. Одновременно с ребёнком работает логопед, развивая внимание и память малыша, речевые навыки, обогащая словарный запас.

Заключение ЗРР неправомерно в отношении детей старше четырёх лет. В таком возрасте отсутствие связной речи свидетельствует об общем нарушении развития или общем недоразвитии речи. Это состояния, с которым следует бороться без промедления – выявлять причины и корректировать.

Почему важно вовремя обратиться за помощью

Чем раньше начато лечение ЗРР, тем быстрее и проще будет добиться результата. При своевременном обращении к специалисту корригирующие мероприятия приносят плоды до шестилетнего возраста. Ребёнок быстро достигает уровня ровесников и готов к дальнейшему обучению в школе.

Лучший способ оценить темпы формирования речи малыша – визит к логопеду в возрасте 2-2,5 года. Если вы заметили у ребёнка признаки ЗРР или хотите получить консультацию специалиста для профилактики, запишитесь в Центр патологии речи и реабилитации Анны Сёмкиной. У нас есть специалисты всех необходимых профилей для выявления и преодоления ЗРР. При необходимости всю терапию можно пройти в одном месте – на базе учреждения, специализирующегося в коррекции речевых патологий. Для записи на приём оставьте заявку по телефону +7 926 497-05-20 или заполните онлайн-форму на сайте.

Услуга Кол-во посещений Стоимость

Консультация Семкиной Анны Викторовны

Одно посещение — 30 мин

1 2500 р Записаться

Специалисты центра

  • Семкина Анна Викторовна

    Руководитель Центра. Супервизор.

    Руководитель Центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной, была главным логопедом Министерства здравоохранения Московской области, логопед-дефектолог, speech therapist.

    Подробнее
  • Гоппе Елена Сергеевна

    Педагог-психолог. Нейропсихолог.

    Педагог-психолог, нейропсихолог Центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной. В своей работе применяет техники АВА-терапии, программы мозжечковой стимуляции Balametrics, игровую терапию, сенсорную интеграцию и метод замещающего онтогенеза....

    Подробнее
  • Киреева Альбина Руслановна

    Ведущий специалист психологической и нейропсихологической коррекции

    Ведущий специалист психологической и нейропсихологической коррекции Центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной.

    Подробнее
  • Ефремова Марина Александровна

    Логопед-дефектолог

    Логопед-дефектолог Центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной. В своей работе использует орофациальную терапию, миофункциональную терапию, дыхательную гимнастику и другие методы.

    Подробнее
  • Логинова Алена Юрьевна

    Логопед-дефектолог

    Ведущий специалист дефектологической и логопедической коррекции Центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной.

    Подробнее
  • Меньшенина Елена Алексеевна

    Музыкальный терапевт

    Музыкальный терапевт Центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной. В своей практике применяет подход, называемый Неврологическая музыкальная терапия, в основе которого лежит терапевтическое применение музыки, направленное на изменение стру...

    Подробнее
  • Челомова Татьяна Сергеевна

    Нейропсихолог

    Клинический психолог, нейропсихолог Центра патологии речи Анны Семкиной. В работе применяет программы мозжечковой стимуляции Balametrics, сенсорную интеграцию, методы замещающего онтогенеза А.В. Семенович, синдромного анализа А.Р.Лурия, когнитивной к...

    Подробнее
  • Щеглов Николай Григорьевич

    Нейропсихолог

    Клинический психолог, нейропсихолог Центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной. В своей работе применяет метод синдромного анализа А.Р.Лурия, замещающего онтогенеза А.В. Семенович, программы мозжечковой стимуляции Balametrics и сенсорную...

    Подробнее
  • Канашенок Анна Викторовна

    Логопед-дефектолог

    Логопед-дефектолог Центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной. В своей работе использует различные методики: элементы сенсорной интеграции Энн Джин Айрес, фонетическую ритмику Т М. Власовой, авторский метод И.И. Панченко - Миль "Метод "Д...

    Подробнее
  • Кузнецова Екатерина Юрьевна

    Логопед-дефектолог

    Логопед-дефектолог Центра патологии речи Анны Семкиной. В своей работе применяет игровую терапию, логоритмику и методики Архиповой Е.Ф., Воробьевой В.К., М.Ф., Жуковой Н.С., Филичевой Т.Б.

    Подробнее
  • Мушкарова Марина Сергеевна

    Логопед-дефектолог

    Логопед-дефектолог Центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной. В своей работе применяет методики Н.М. Лопатиной, Л.С. Волковой, М.К. Бурлаковой, Е.Н. Винарской, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, С.С. Степановой, Л.С. Цветковой, Т.Г. Визель...

    Подробнее
  • Логинов Дмитрий Владимирович

    Специалист по телесно-ориентированным практикам

    Специалист по телесно-ориентированным практикам Центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной. Применяет методы проприоцептивной коррекции P - DTR и телесно-ориентированных практик (ПИР, ПРР, и ПНФ).

    Подробнее
  • Баранова Ирина Сергеевна

    Нейропсихолог

    Нейропсихолог Центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной. В своей работе применяет сенсорную интеграцию, программы мозжечковой стимуляции Balametrics, игровую терапию и методики Л.С. Цветковой, Т.Г. Визель. А.В. Семенович.

    Подробнее
  • Григорьева Юлия Михайловна

    Логопед-дефектолог

    Логопед-дефектолог Центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной. В своей работе использует междисциплинарный подход с использованием различных методик: М.К. Бурлаковой, Т.Г. Визель, Л.С. Волковой, Н.М. Лопатиной, С.С. Степановой, Л.С. Цвет...

    Подробнее
  • Манжосова Вера Анатольевна

    Логопед-дефектолог

    Логопед-дефектолог Центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной. В своей работе использует элементы сенсорной интеграции, логоритмику, Метод Монтессори, игровую терапию, методики Филичевой Т.Б., Архиповой Е.Ф., Жуковой Н.С. и др.

    Подробнее
  • Колегов Кирилл Петрович

    Нейропсихолог

    Клинический психолог, нейропсихолог Центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной. В своей работе применяет методики Л.С. Цветковой, Т.Г. Визель. А.В. Семенович, сенсорную интеграцию и программы мозжечковой стимуляции Balametrics.

    Подробнее
  • Отеева Татьяна Александровна

    Нейропсихолог

    Нейропсихолог Центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной. В работе активно применяет программы мозжечковой стимуляции Balametrics, сенсорную интеграцию, методы замещающего онтогенеза А.В. Семенович, синдромного анализа А.Р.Лурия, когнити...

    Подробнее
  • Дедяева Кристина Александровна

    Логопед-дефектолог

    Логопед-дефектолог Центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной. В своей работе использует логоритмику по методикам различных авторов, игровую терапию и различные методы постановки и автоматизации звукопроизношения, технологии формирования...

    Подробнее
  • Чернова Светлана Владимировна

    Логопед-дефектолог

    Логопед-дефектолог Центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной. В своей работе применяет классические и современные методы коррекции речевых нарушений у детей младшего и дошкольного возраста.

    Подробнее
  • Кулешова Ольга Владимировна

    Нейропсихолог

    Клинический психолог, нейропсихолог Центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной. В своей работе применяет метод синдромного анализа А.Р. Лурия, замещающего онтогенеза А.В. Семенович, программы мозжечковой стимуляции Balametrics и сенсорну...

    Подробнее
  • Алферова Наталья Лукинична

    Логопед-дефектолог

    Логопед-дефектолог Центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной. В своей работе применяет игротерапию, логоритмику, элементы сенсорной интеграции, Метод Монтессори.

    Подробнее
  • Дерова Екатерина Алексеевна

    Нейропсихолог

    Клинический психолог, нейропсихолог Центра патологии речи Анны Семкиной. В работе применяет программы когнитивной коррекции и игровой терапии, мозжечковой стимуляции Balametrics, сенсорную интеграцию, методы замещающего онтогенеза А.В. Семенович.

    Подробнее
  • Срибная Оксана Юрьевна

    Логопед-дефектолог

    Логопед-дефектолог Центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной. В своей работе использует: зондовый массаж по методу Е. В. Новиковой, ручной массаж по методу Е. А. Дьяковой, различные методы постановки и автоматизации звукопроизношения, т...

    Подробнее
  • Шульгина Алина Игоревна

    Логопед-дефектолог

    Логопед-дефектолог Центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной. В работе с неговорящими детьми использует элементы сенсорной интеграции, логоритмику, Метод Монтессори, игровую терапию, ABA-терапию. В работе с детьми, имеющими нарушения ре...

    Подробнее
  • Отзывы о нас

    Общая оценка:

    Последние новости центра

    Вам будет интересно

    Запишитесь
    прямо сейчас!