Ребенок полностью осваивает речь к 4-5 годам. В этом возрасте дети начинают правильно использовать склонения, употреблять существительное в разных падежах и единственное и множественное число. Развитие грамматического строя речи – это важная составляющая в формировании мышления ребенка. Процесс происходит в естественной среде, когда ребенок общается с окружающими людьми. При возникновении проблем в развитии речи, стоит обратиться к специалистам Центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной. Опытные логопеды и психологи подскажут, какие существуют уровни развития грамматического строя речи и назначат специальные занятия.
Возрастные периоды формирования грамматического строя речи
Возрастные периоды у детей могут варьироваться в зависимости от разных факторов, таких как индивидуальные особенности ребенка и его окружения, языковой среды. Выделяют следующие периоды:
- первый период от 1 года и 3 месяцев до 1 года и 10 месяцев. Это время предложений, состоящих из аморфных слов-корней, которые употребляются в неизменном виде;
- второй период от 1 года и 10 месяцев до 3х лет проявляется усвоением грамматической структуры предложений. В это время усваивается грамматическая структура предложений;
- в период с 3 до 7 лет ребенок усваивает морфологическую систему родного языка, склонений и спряжений.
Важно знать некоторые особенности развития грамматического строя речи. Например, активное расширение словарного запаса происходит с 3 до 4 лет. 4 до 5 лет ребенок совершенствует грамматические навыки и применяет такие сложные конструкции, как сказуемое, дополнение, придаточное предложение.
Как происходит формирование грамматической речи у дошкольников?
Развитие грамматического строя речи у детей происходит поэтапно и основывается на наблюдении и восприятии окружающего мира, а также на общении с другими людьми.
В начальном периоде формирования речи, дошкольники усваивают основные фонетические и лексические элементы языка. Они начинают осознавать границы слов и различать звуки речи. В этот период у них еще могут быть заметны некоторые ошибки в произношении, неправильное употребление слов, непродолжительные предложения. Затем дошкольники начинают усваивать грамматические правила речи. Они начинают использовать грамматические формы (склонение существительных, спряжение глаголов, образование форм множественного числа), а также овладевают формированием простых предложений со связью подлежащего и сказуемого. Постепенно дошкольники начинают усваивать более сложные грамматические структуры, такие как сложные предложения с союзами, образование форм времени и наклонения глаголов, использование различных частей речи. В этом процессе большую роль играют чтение книг, общение с родителями и другими детьми, игры с языком, различные упражнения и игры на развитие речи.
Важно отметить, что развитие грамматического строя речи у дошкольников происходит индивидуально и зависит от его интересов, способностей, коммуникативной среды и других факторов. Занятия по развитию грамматического строя речи проводятся с учетом нескольких важных задач. Сначала требуется формирование структуры предложений, что происходит с помощью детских сказок. Затем происходит развитие словообразования. Для развития связной речи используются сюжетно-ролевые игры.
Требования к речи дошкольника по возрастам
- в 2-3 года ребенок должен произносить основные звуки родного языка и формировать свою речь на их основе. Малыш уже может называть предметы и предлагает с ними игры;
- в 3-4 года словарный запас достигает 500-1000 слов. Ребенок улучшает произношение основных звуков, а также учится правильно использовать главные части речи. Ребенок должен уметь составлять небольшой рассказ и пересказывать тексты;
- в 4-5 годика ребенок должен использовать правильный грамматический строй речи и строить сложные предложения. Также должен уметь рассказывать о событиях из своей жизни и вести диалоги с другими детьми и взрослыми.
Некоторые дети могут испытывать трудности с формированием собственных речевых высказываний. В этом случае необходимы занятия со специалистом.
Факторы, влияющие на формирование грамматической речи
- развитие мозга может влиять на способности к анализу и обработке грамматической информации;
- влияние окружения. Речь, которую ребенок слышит вокруг себя, оказывает сильное влияние на его формирование грамматической речи. Если дети слышат правильные грамматические конструкции и примеры речи в своем окружении, они скорее всего будут говорить грамматически правильно;
- обучение. Формирование грамматической речи также зависит от уровня образования и обучения. Учение грамматическим правилам и практика использования этих правил в речи может помочь в речевом развитии.
Имеет значение уровень образования родителей. Если взрослые используют грамматически правильные предложения и имеют богатый словарный запас, то и речь детей будет правильной.
Задачи коррекционной работы
Специальные занятия направлены на следующие задачи:
Формирование структуры предложения
Специалисты определяют проблемы и ошибки в умении детей составлять грамматически правильные предложения. Затем проводится работа с ребенком для устранения этих ошибок и улучшения навыков построения предложений. Также формированию структуры предложений способствует проведение упражнений и игр, направленных на развитие и совершенствование навыков построения предложений. Также производится проверка и оценка прогресса учащихся в области структуры предложения.
Развитие словообразования
Специалисты выявляют недостаток в знаниях и умениях в области словообразования. Затем проводится индивидуальная работа с играми и упражнениями.
Развитие связной речи
На занятиях происходит тренировка применения форм родительного падежа единственного и множественного числа существительных. Также дети обучаются правильному согласованию прилагательных и существительных. Прорабатывается умение правильно спрягать формы глаголов.
Игры на формирование грамматического строя речи
- «Угадай предложение» - игра, в которой взрослый произносит набор слов, а дети должны составить грамматически правильное предложение из этих слов;
- «Составь историю»- каждый ребенок добавляет по одному предложению, чтобы создать совместную историю. При этом участники должны следить за правильной грамматикой и порядком слов;
- «Замени неправильное» - детям дается предложение с одним или несколькими ошибками в грамматике. Они должны найти и исправить ошибки, чтобы сделать предложение грамматически правильным;
- «Составь диалог» - игра, в которой участники должны составить короткий диалог, используя правильную грамматику и порядок слов. Каждый игрок может выбрать роль и задавать вопросы или отвечать на них.
Работа с дошкольниками и учащимися младших классов выполняется при помощи дидактических игр и упражнений.
Записаться на диагностическую консультацию в наш центр можно по телефону +7 926 497-05-20 или через онлайн-формы на сайте.
Добавить комментарий