+7 926 497-05-20
Пн.-Пт.: с 9.00 до 20.00
Сб.-Вс.: с 11.00 до 20.00
+7 926 497-05-20
г. Реутов, улица Октября, д.52, пом.6
г. Москва, улица Лухмановская, д.34, пом.43
Записаться

Фонематическое нарушение речи. Причины и коррекция

12.01.2024

 Фонетико-фонематическое нарушение (ФФН) у детей - это нарушение звукопроизношения, которое обусловлено неправильным восприятием и произношением. Дети могут заменять одни звуки другими, пропускать звуки или искажать их. Дети с ФФН могут иметь ограниченный набор звуков, которые они произносят как нужно. При такой патологии не наблюдается проблем со слухом. Нарушение ФФН может отрицательно влиять на развитие навыков коммуникации у детей, так как неправильное произношение звуков может затруднять понимание речи остальными людьми. С помощью специальных методик и комплексов упражнений дети с фонетико-фонематическими нарушениями речи могут достичь значительного улучшения в своем звукопроизношении и развитии речи. В нашем центре работают опытные специалисты, которые помогут скорректировать проблемы речи у вашего ребенка при данном нарушении.

Что собой представляет данная патология?

Фонетико-фонематическое нарушение речи – это проблема, при которой наблюдается неверное произношение группы звуков или отдельных звуков в речи. Это может быть спровоцировано разными причинами, включая физические или функциональные проблемы речевого аппарата, нарушения развития речевых навыков или аномалии при звукопроизношении.

При таком нарушении звуки могут быть заменены, искажены, пропущены или добавлены в речевой поток. Это может затруднять понимание и коммуникацию и может потребовать специализированных методов логопедической работы для исправления или улучшения речи.

При обращении к специалисту, логопед проводит обследование ФФН. В зависимости от степени патологии и тяжести нарушений, специалист применяет разные методики и техники. Это могут быть игры, упражнения и специальные занятия с детьми ФФН.

Причины фонематического недоразвития речи

Проблемы фонетико-фонематической стороны речи возникают от наличия таких факторов:

  • генетическая предрасположенность – некоторые дети более подвержены фонематическому недоразвитию речи из-за наследственных факторов;
  • ранние фонематические нарушения – недоразвитие речевого аппарата, нарушение слуха или другие проблемы, возникшие в раннем детстве, могут привести к фонематическому недоразвитию речи;
  • недостаточное общение и разговорная практика – дети, которые не имеют достаточно возможностей для общения и разговорной практики, могут не научиться правильно произносить звуки;
  • артикуляционные и фонетические аномалии – ребенок может иметь структурные аномалии в речевом аппарате, которые затрудняют правильное произношение звуков;
  • социокультурные факторы – семейная обстановка, уровень образования родителей, языковая среда и другие социокультурные факторы могут влиять на развитие речи и способность произносить звуки;
  • задержки в развитии – дети с задержками ощущают сложности с произношением звуков из-за общей незрелости речевого аппарата или других проблем;
  • отсутствие речевой стимуляции – дети, которые не получают достаточной стимуляции речи и языка в раннем детстве, могут испытывать трудности с произношением звуков.

Патологические состояния – некоторые заболевания или патологические состояния, такие как диспластия челюсти или неврологические проблемы, могут влиять на развитие речи и приводить к фонематическому недоразвитию.

К врожденным причинам стоит отнести сложные протекания беременности, стрессовое состояние, а также асфиксия плода и болезни генетического характера.

Легкое нарушение фонетико-фонематической стороны речи проявляется проблемами с разделением звуков, которые проговариваются неправильно. В тяжелых случаях дети не могут воспринимать звуки на слух.

Диагностика

Перед проведением коррекции фонетико-фонематического нарушения выполняется диагностика. Специалист проверяет артикуляцию и наличие возможных анатомических проблем. Также проводит оценку фонематической слышимости ребенка. При этом предлагается набор картинок или предметов, и ребенку необходимо назвать объекты на них. Это позволяет выявить, имеет ли ребенок сознание о звуковой структуре слов и его способности распознавать разные звуки.

Логопед  дает тестовые задания, чтобы определить звуки речи. Важный этап диагностики – это анализ произношения в словах и предложениях.

После проведения диагностических мероприятий специалист определяет, какие навыки и звуки требуют коррекции. Большое значение имеет проведение своевременной диагностики. По результатам обследования специалист предлагает программу по коррекции и развитию речи.

Коррекционная работа

Коррекция ФФН производится с применением разных подходов и методик. К важным методам относится артикуляционная гимнастика. Такие упражнения способствуют укреплению и развитию органов речи, в результате чего можно улучшить произношение звуков.

Работа с детьми с ФФН включает звукоподражание. Дети повторяют слова и предложения за специалистом. В результате у малышей улучшается произношение. Специальные упражнения также способствуют исправлению фонематических нарушений. У детей с фонетико-фонематическим нарушением  могут быть трудности с ритмом разговора, чему также нужно уделить внимание.

Чтобы записаться на консультацию к специалистам центра, можно позвонить по телефону +7 926 497-05-20.

Добавить комментарий

Услуги и занятия, упоминаемые в статье

Услуга Кол-во посещений Стоимость

Консультация Семкиной Анны Викторовны

Одно посещение — 30 мин

1 2500 р Записаться

Вам будет интересно

Последние новости центра

Запишитесь
прямо сейчас!