+7 926 497-05-20
Пн.-Пт.: с 9.00 до 20.00
Сб.-Вс.: с 11.00 до 20.00
+7 926 497-05-20
г. Реутов, улица Октября, д.52, пом.6
г. Москва, улица Лухмановская, д.34, пом.43
Записаться

Развитие мелкой моторики у детей. Что это такое и как развивать

21.02.2022

Двигательная активность тесно связана с развитием функций мозга ребёнка в первые годы жизни. Особую роль играет движение пальцев, мелкая моторика рук. Импульсы с них поступают в центральную нервную систему, благоприятно влияют на формирование речевого центра и других участков коры головного мозга. От активности пальчиков во многом зависит психическое здоровье вашего малыша.

Что такое мелкая моторика рук

Мелкая моторика рук – способность к выполнению скоординированных, точных движений пальцами и кистями. Чем раньше придёт этот навык, тем успешнее ребёнок станет овладевать устной и письменной речью. Постоянная тренировка кистей рук даёт и другие положительные эффекты:

  • Стимулирует функции сознания и помогает максимально реализовать потенциал умственных способностей.
  • Развивает ориентацию в пространстве.
  • Снимает психоэмоциональное напряжение.

Исследования, неоднократно проводимые среди младших школьников, показывают, что недостаточное развитие мелкой моторики рук практически всегда сочетается с недоразвитием речи, дефицитом внимания и памяти.

Для чего нужно развивать мелкую моторику рук

Развитая мелкая моторика для детей значит очень много. Вместе со способностью выполнять тонкие манипуляции пальцами у ребёнка развиваются:

  • Речь. Кисть руки – альтернативный артикулярному аппарату «речевой орган». Первобытные люди общались посредством жестов, речь появилась позднее и формировалась у наших предков одновременно с развитием мелкой моторики. Проекционная зона мелких мышц кисти руки располагается в коре головного мозга вблизи речевого центра и оказывает на него опосредованное влияние.
  • Память. Целенаправленное движение пальцев осуществляется под контролем зрения. Это помогает формировать и надолго запоминать зрительные образы.
  • Воображение и творческое мышление – ручная работа непосредственно связана с творчеством.
  • Способность выстраивать прогнозы, планировать. При непосредственном взаимодействии с предметами ребёнок осознаёт возможные последствия, учится их просчитывать.
  • Внимание, усидчивость и трудолюбие – тонкая работа пальцами занимает много времени, требует максимального погружения, терпения, усердия.

Проверьте уровень развития мелкой моторики вашего ребенка

Развитие мелкой моторики у детей происходит постепенно, с первых месяцев жизни. Вот что обычно умеют дети в разных возрастных периодах:

  • В 2-3 месяца – ощупывают себя, хватают маму за пальцы.
  • До полугода – активно захватывают кистями игрушки и заинтересовавшие их предметы, пытаются чесать дёсны, когда режутся первые зубы.
  • До года – берут предметы (характерный хват двумя пальцами – большим и указательным), перекладывают из одной руки в другую, складывают и достают их из коробки.
  • Годовалые дети повторяют движения за родителями (например, толкают игрушечную машинку), начинают рисовать – изображают хаотичные линии на бумаге.
  • К полутора годам – держат ложку, карандаш, освобождают конфету от фантика, начинают сооружать простые конструкции из кубиков.
  • К двум годам – нанизывают детали пирамидки на стержень, переворачивают страницы книги по одной, некоторые могут наполнить стакан водой из кувшина.
  • К трём годам – осваивают лепку из глины, пластилина, рисование несложных фигур, открывают шкафы и достают предметы.
  • К четырём годам – сооружают сложные строения из кубиков, обводят контуры изображений.
  • К пяти годам – завязывают шнурки, изображают печатные буквы, лепят из пластилина фигурки, раскрашивают картины. В их рисунках появляются натуралистичные детали (например, труба с дымом у нарисованного домика).
  • К шести годам – пишут (воспроизводят цифры и печатные буквы), изображают геометрические фигуры, вырезают ножницами фигурки из бумаги.

Занятия на мелкую моторику для детей Игры на мелкую моторику

У детей дошкольного возраста с развитием мелкой моторики связывают уровень интеллекта. Ребята с неразвитой моторикой плохо говорят и обслуживают себя, с трудом усваивают информацию. У них снижена самооценка, им трудно адаптироваться в коллективе. И наоборот, дети с хорошей моторикой рук уверены в себе, комфортно чувствуют себя в компании сверстников. Они рано начинают произносить осмысленные большие предложения, быстро пополняют лексикон, легко обучаются.

Мелкую моторику важно развивать. Начать можно с младенчества, а продолжать рекомендуется в течение всей жизни – это позволит сохранить ясный разум, крепкую память и способность к самообслуживанию в преклонные годы. В юном возрасте прогресс заметен быстрее, чем у взрослых. Если вы занимаетесь с ребёнком регулярно, то очень скоро увидите, что движения малыша становятся более точными, слаженными. С примерами игровых упражнений для развития мелкой моторики у детей можно ознакомиться в статье на нашем сайте.

Если вы сомневаетесь, что уровень мелкой моторики малыша соответствует возрастной норме, приглашаем на консультацию в Центр Анны Сёмкиной. Мы применяем эффективные методики, которые помогут вашему ребёнку быстро догнать в развитии сверстников. Опытный специалист проведёт диагностику, подберёт комплекс пальчиковой гимнастики и игр, обучит правильной технике выполнения упражнений. Для записи на приём звоните по телефону+7 926 497-05-20.

Добавить комментарий

Услуги и занятия, упоминаемые в статье

Услуга Кол-во посещений Стоимость

Консультация Семкиной Анны Викторовны

Одно посещение — 30 мин

1 2500 р Записаться

Абонемент на индивидуальные занятия по нейропсихологической коррекции

Одно посещение — 45 мин

10 20000 р Записаться

Вам будет интересно

Последние новости центра

Запишитесь
прямо сейчас!