+7 926 497-05-20
Пн.-Пт.: с 9.00 до 20.00
Сб.-Вс.: с 11.00 до 20.00
+7 926 497-05-20
г. Реутов, улица Октября, д.52, пом.6
г. Москва, улица Лухмановская, д.34, пом.43
Записаться

Постановка звуков у детей: особенности, основные этапы

10.01.2024

Постановка звуков речи у детей начинается с самого рождения и длится на всем протяжении развития речи. Для успешного процесса рекомендуется регулярно общаться с детьми, петь песни, играть в словесные игры, читать им. Прежде чем проводить занятия по постановке и автоматизации звуков, необходимо выяснить причину их неправильного произношения. Нарушения бывают при дизартрии, дислалии и ринолалии. При любом из типов патологии, необходимо проконсультироваться со специалистами, например в нашем центре. Компетентные логопеды предоставят грамотную консультацию и разработают программу для постановки звуков речи у детей.

Особенности постановки звуков

В возрасте до года дети могут произносить самые простые звуки – «а», «о», «у».  Затем они осваивают другие звуки и сочетания в слова и слоги. Активное развитие речи происходит у детей от 2 до 5 лет. Малыши обучаются более точно использовать звуки. Могут возникнуть проблемы с постановкой звуков ребенку в 4 года. Трудности возникают с «ш» и «р». Чтобы помочь ребенку правильно говорить проводятся занятия по постановке и автоматизации звуков.

Особенности постановки звуков речи у детей могут быть связаны с их физическим развитием, моторикой и способностью артикулировать. У детей младшего возраста речевой аппарат еще не полностью развит, поэтому они могут испытывать затруднения с артикуляцией некоторых звуков. Детям требуется время и практика, чтобы научиться артикулировать все звуки правильно. Некоторые звуки, такие как «р» и «ш», могут потребовать дополнительных тренировок.

Дети могут слышать звук правильно, но испытывать трудности в его произношении. Например, они могут заменять «с» на «т» или «к» на «т». В начальные годы жизни дети развивают навыки обработки звуков, что позволяет им распознавать и произносить их. Некоторые дети могут иметь задержки в этом развитии, что может привести к затруднениям в постановке звуков.

Если ребенок испытывает серьезные трудности с постановкой звуков, может потребоваться помощь логопеда или специалиста по речевому развитию. Занятия логопеда по постановке звуков начинаются с проработки звуков, которые более доступны малышу. При расстройствах фонематического слуха, необходимо усваивать промежуточные артикуляции. Для улучшения артикуляционных навыков выполняются упражнения на удлинение выдоха.

С проблемой дефекта звукопроизношения и с  необходимостью в постановке звуков ребенку 5 лет встречаются многие родители детей младшего и дошкольного возраста. Поэтому часто требуются занятия логопеда постановка звуков. В этом случае специалист выявляет причины отклонений и определяет, с какими звуками бывают проблемы. Также предлагает программу по коррекции речи и исправлению нарушений.

Последовательность постановки звуков

В центре Анны Семкиной специалисты используют специальные программы и методы для постановки звуков. В такой схеме звуки поделены на категории в соответствии с артикуляцией:

  • свистящие звуки (шипящие), которые создаются путем узкого прохода воздуха через артикуляционные органы, такие как [с], [ш], [ж], [ч] и [щ];
  • шипящие звуки также относятся к свистящим, но отличаются от предыдущей категории -[с], [з], [тс], [дз], [ф] и [в];
  • сонорные звуки: Это звуки, которые создаются с помощью открытого прохода воздуха через артикуляционные органы. Примеры включают гласные звуки и звонкие согласные, такие как [м], [н], [л], [р], [а], [о], [и], [у], [ы], [э], [е];
  • йотированные звуки создаются с использованием языка, находящегося вблизи твердого неподвижного неба. Примерами могут служить вокализованные [л], [р], [н].

Схема отображает упорядоченный перечень звуков в соответствии с их фонетическими особенностями, что может быть полезным для учебных и научных целей. Постановка звуков речи у детей – это продолжительный процесс, состоящий из нескольких важных этапов.

Диагностика

Перед тем, как приступить к процессу постановки звукопроизношения, рекомендуется пройти консультацию и осмотр у специалиста. Логопед проверяет, как ребенок проговаривает разные звуки и определяет возникающие ошибки. Дети могут заменять звук или совсем его не произносить. Бывают и другие варианты, когда звуки проговариваются в нос. Диагностика продолжается на протяжении 30-40 минут. Повторная диагностика занимает примерно 20 минут.

По завершению диагностических мероприятий логопед предоставляет индивидуальную программу, позволяющую начать занятия.

Подготовительный этап – готовим артикуляционный аппарат

Перед постановкой звуков требуется подготовка речевого аппарата. Специалист проводит занятия по развитию речевого дыхания и артикуляционной моторики. Одновременно с такими тренировками проводятся занятия по развитию мышления и памяти. Основное внимание уделяется этапу артикуляции.

Постановка звуков

Перед занятиями, специалист подбирает способ постановки – по подражанию, смешанный или механический. Выбор зависит от строения речевого аппарата и возможностей ребенка. По подражанию предполагает, что взрослый демонстрирует правильное произношение звука, чтобы ребенок мог внимательно его наблюдать и после этого повторить. Используются упражнения для постановки звуков у детей, которые развивают контроль и координацию движений рта, такие как физические упражнения для губ, щек, языка и челюсти.

Автоматизация звуков и внедрение в речь

Автоматизация предполагает доведение звука до автоматизма. Этот этап требует от 4 до 10 занятий. Рассмотрим основные способы постановки:

  • механический. Для занятий используются специальные логопедические инструменты;
  • по подражанию. Внимание ребенка акцентируется на расположении органов артикуляции, а также на применении зрительных и тактильно-вибрационных ощущений;
  • смешанный. Предполагает использование первых двух способов.            

После того, как ребенок начал уверенно произносить звуки, необходимо переходить к процессу автоматизации. Поставленный звук применяют в предложениях при произнесении стихов, скороговорок. Также применяются дидактические игры.

Для правильной постановки звукопроизношения у ребенка, необходимо обратиться к специалистам нашего центра. Записаться на предварительную консультацию можно по телефону +7 926 497-05-20.

Добавить комментарий

Услуги и занятия, упоминаемые в статье

Услуга Кол-во посещений Стоимость

Консультация Семкиной Анны Викторовны

Одно посещение — 30 мин

1 2500 р. Записаться

Вам будет интересно

Последние новости центра

Запишитесь
прямо сейчас!