В развитии ребенка приоритетное место занимает формирование речевых навыков. В норме ребенок уже в годовалом возрасте произносит до 8-10 слов, а к трем годам может полноценно общаться со взрослыми и сверстниками. Однако, часто возникает ситуация, когда ребенок все понимает, но не говорит в трехлетнем возрасте и старше.
Причина задержки речевого развития
Если ребенок понимает речь, но не говорит при сохраненном интеллекте, возможны социальные и физиологические причины проблемы.
В первом случае малыш не имеет патологий, речь идет о педагогической запущенности. Родители мало уделяют внимания его потребностям в общении, заменяя его играми и мультиками из телевизора или гаджетов. На фоне игнорирования общения с ребенком происходит задержка развития речи.
Если родители в семье разговаривают на разных языках, это также может стать причиной того, почему ребенок не говорит. Малышу сложно переключиться с одного языка на другой.
Но в большинстве случаев отсутствие речи после 3-4 лет свидетельствует о физиологических причинах. Задержка речевого развития при сохраненном интеллекте может возникать в следующих случаях:
- недоношенность - ребенок родился здоровым, но ослабленным, поэтому у него может быть отставание в физическом, психическом и речевом развитии;
- внутриутробная гипоксия - на этапе беременности ребенок испытывал кислородное голодание, что привело к нарушениям в головном мозге;
- перенесенные матерью инфекционные заболевания во время беременности;
- родовые травмы или рождение в результате патологических родов;
- аномалии развития органов речи - в этом случае ребенку может помочь хирургическое вмешательство;
- наследственная предрасположенность - в некоторых семьях все дети начинают разговаривать позже без наличия существенных патологий, в этом случае интеллект ребенка сохранен, но требуются коррекционные занятия.
К признакам нарушения речевой активности относят нечеткое произношение слов, искажение большинства звуков, когда ребенка понимают только родители. К другим признакам задержки речевого развития относятся бедный словарный запас, неумение строить предложения, преобладание существительных, обозначающих конкретные предметы. Малыш ограничивается предложениями из двух слов.
Что делать и к какому врачу обращаться
Главная ошибка, которую делают родители в этой ситуации, это полное игнорирование проблемы и ожидание момента, когда ребенок “перерастет” и “захочет” разговаривать. Действительно, все дети с сохраненным интеллектом рано или поздно начинают разговаривать, но темп развития речи идет очень медленно и они все равно будут существенно отставать от других детей того же возраста. Задержка речевого развития неизбежно ведет к появлению неврологических нарушений и проблем социального характера (взаимодействия с другими людьми).
Иногда бывает сложно определить, почему ребенок не хочет говорить. Но в любом случае малышу необходима профессиональная помощь и внимательное чуткое отношение со стороны родителей и других родственников.
Ребенка необходимо показать не только педиатру, но и неврологу, нейрописхологу, дефектологу. Эти специалисты будут вести с ним корректирующие занятия. Решение проблемы отсутствия речи также проводится при помощи медикаментозной терапии. Назначение препаратов осуществляет врач, самолечение недопустимо и опасно!
Рекомендации родителям:
- постоянно общаться с ребенком, называть окружающие его предметы, стимулировать к повторению и подражанию;
- комментировать свои действия;
- проводить развивающие игры, развивать мелкую моторику руки;
- читать ребенку детские книги, стихи, сказки, петь песенки;
- присутствовать на коррекционных занятиях с дефектологом или нейропсихологом, выполнять с ребенком задания в домашних условиях;
- обеспечить дома благоприятную спокойную и жизнерадостную атмосферу;
- давать ребенку выполнять различные доступные ему поручения.
Если ваш сын или дочь понимает речь, но не говорит, обращайтесь в наш центр патологии речи. С детьми работает опытная команда дефектологов, психологов, логопедов. Мы используем современные методики развития и коррекции речи, обеспечиваем индивидуальный подход к потребностям каждого малыша с учетом его возрастных и психологических особенностей.
Добавить комментарий