Алалия

Алалия – тяжкое нарушение речевой функции, проявляющееся выраженным недоразвитием или полным отсутствием речи. Расстройство присутствует изначально – ребёнок не начинает говорить в общепринятые сроки. Грубое искажение речи влечёт замедление развития интеллекта, психологические проблемы – неуверенность, замкнутость. Раннее лечение алалии у детей позволяет добиться определённых успехов в формировании речи, минимизировать неблагоприятные последствия.

Виды

Выделяют три вида алалии:

  • Моторную (экспрессивную) – связанную с нарушением артикуляции. Ребёнок нормально воспринимает чужую речь, но сам говорить не может.
  • Сенсорную (импрессивную) – возникающую по причине нарушения восприятия речи. Дети хорошо слышат звуки, но не складывают их в осмысленные речевые единицы и не понимают, что им говорят.
  • Смешанную (сенсомоторную) – наиболее частую форму алалии: речи у ребёнка нет в результате одновременного невосприятия звуков и невозможности их правильного воспроизведения. При этом у одних больше выражена моторная, у других – сенсорная сторона проблемы.

Причины возникновения

Все виды алалии связаны с поражением определённых областей головного мозга – речедвигательного анализатора (моторная форма), речеслухового анализатора (сенсорная) или обоих. Повреждение может происходить на разных этапах:

  • В период внутриутробного развития – к поражению головного мозга плода приводит внутриутробная инфекция, дефицит кислорода (гипоксия). В группе риска дети курящих мам, страдающих сердечной или дыхательной недостаточностью, с тяжёлым течением беременности..
  • В родах – при недоношенности, асфиксии новорождённого, родовой травме. Риск повышают молниеносные или затяжные роды, применение акушерского пособия.
  • Вскоре после рождения – вследствие частых инфекций у младенца, эндокринных и обменных патологий, применения общего наркоза.

Чаще всего к алалии приводит воздействие не единственного неблагоприятного фактора, а их комбинации. Важную роль играет и наследственная предрасположенность. Усугубляет расстройство длительное пребывание вне дома без мамы (в больнице, санатории), недостаток внимания, общения.

Диагностика и лечение

Коррекция алалии – долгая, кропотливая работа педагогов, врачей, родителей, самого малыша. Её лучше проводить в специализированном центре.

Чтобы дифференцировать алалию с другими речевыми расстройствами: ЗРР, дизартрией, РАС, тугоухостью. Для этого проводится логопедическое обследование, аудиометрия и отоскопия. Неврологический осмотр, инструментальные исследования (ЭЭГ, ЭхоЭГ, МРТ) позволяют оценить степень и локализацию поражения мозга.

Лечение алалии у детей нужно начинать как можно раньше – с 3-4 лет. В коррекции принимают участие специалисты разных направлений – логопед-дефектолог, нейропсихолог, невролог. Работа направлена на активацию созревания структур мозга, развитие мелкой и крупной моторики, тренировку памяти, внимания, воображения, мышления. Под воздействием медикаментозной и физиотерапии, массажа – общего и специального логопедического – алалия постепенно отступает.

Прогноз во многом зависит от вида расстройства. Если превалирует моторная алалия, лечение гораздо успешнее – ребёнок начинает говорить. При сенсорной форме восстановить речь не всегда удаётся. Однако коррекционная работа с ребёнком с алалией в любом случае предотвращает развитие интеллектуальной недостаточности. Если вы заметили у малыша тревожные признаки, запишитесь на консультацию в Центр патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной. Наш телефон +7 926 497-05-20.

Услуга Кол-во посещений Стоимость

Консультация Семкиной Анны Викторовны

Одно посещение — 30 мин

1 2500 р Записаться

Специалисты центра

  • Гоппе Елена Сергеевна

    Психолог

    Психолог Центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной. В своей работе применяет методы АВА-терапии, программы мозжечковой стимуляции Balametrics, игровой терапии и элементы сенсорной интеграции.

    Подробнее
  • Семкина Анна Викторовна

    Главный логопед

    Главный логопед Министерства здравоохранения Московской области. Руководитель Центра патологии и нейрореабилитации Анны Семкиной, логопед-дефектолог, speech therapist.

    Подробнее
  • Киреева Альбина Руслановна

    Нейропсихолог

    Нейропсихолог, клинический психолог. В работе активно применяет метод замещающего онтогенеза А.В. Семенович, метод синдромного анализа А.Р.Лурия, программы мозжечковой стимуляции Balametrics, методы когнитивной коррекции, игровой терапии, элементов с...

    Подробнее
  • Елизарьева Татьяна Михайловна

    Логопед-дефектолог

    Логопед-дефектолог Центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной. В работе активно применяет методы АРТ-терапии и программы коррекции заикания.

    Подробнее

    Отзывы о нас

    Общая оценка:

    • Сергеева Ольга

      2022.11.23

      Хочу выразить огромную благодарность специалистам центра. Сыну 4 года у нас задержка психоречевого развития. С Анной Викторовной уже со второго занятия мы увидели небольшой прогресс. Занимаемся на протяжении 2 месяцев и сын ждет занятия с нетерпением, все занятия очень разнообразные. Недавно еще добавились занятия с нейропсихологом. Динамика очень хорошая.

    • Гуля

      2022.11.22

      В Центре речи работают действительно специалисты, которые и знают как именно, и умеют работать с детьми с задержкой речи и развития. Это не просто «развивашки» ))) Занимаемся здесь с нейропсихологом и дефектологом около 6 месяцев, есть очевидные результаты. Верим, что скоро речь пойдёт

    • Марина Дмитриевна

      2022.11.15

      Спасибо специалистам центра. Запустили нам речь речь в 2,5 года. Результаты стали появляться после 3-4 занятия. Через 2 месяца сын заговорил предложениями, до этого только редкими словами изъяснялся. Специалисты тут хорошие, ребенок ходил с радостью. Спасибо за вашу работу и трепетный подход к детям))

    • Наталья

      2022.11.05

      Были на первом приеме. Всё понравилось, Анна Викторовна умеет расположить к себе ребенка. Подробно проконсультировала нас по всем вопросам, дала рекомендации. Записались на интенсивный курс. Очень приветливый коллектив

    • Светлана М.

      2022.10.09

      Мы начали ходить на занятия когда сыну было 3,5 года. Задержка речи, отсутствие усидчивости, отставание в развитии. К этому возрасту ребенок не говорил, издавал только звуки и слоги. До этого ходили на занятия в другой центр, за 3 месяца практически не было результатов. Сейчас сыну 4 г 3 мес, занимаемся в центре уже почти 9 месяцев. И у нас большой прогресс — стал говорить короткими предложениями, ребенок стал более усидчив и терпелив, стал играть с другими детьми. Мы очень довольны! Большая благодарность Анне Викторовне и Альбине Руслановне!

    Вам будет интересно

    Запишитесь
    прямо сейчас!