+7 926 497-05-20
Пн.-Пт.: с 9.00 до 20.00
Сб.-Вс.: с 11.00 до 20.00
+7 926 497-05-20
г. Реутов, улица Октября, д.52, пом.6
г. Москва, улица Лухмановская, д.34, пом.43
Записаться

Ринолалия

Ринолалия – одновременное расстройства голоса и артикуляции вследствие нарушения строения и функций нёбно-глоточного затвора. Этот дефект речи проявляется выраженным изменением голосового тембра, воспроизведения звуков, «носовым оттенком» («гундосостью»). Неспособность правильно воспринимать и воспроизводить звуки в раннем возрасте выливается в недоразвитие устной и письменной речи – скудный лексикон, обилие ошибок. Как и другие тяжёлые речевые нарушения, ринолалия требует логопедической коррекции. Без этого даже успешное хирургическое лечение дефекта не даст хороших результатов.

Классификация

По типу физического дефекта, вызывающего речевое расстройство, выделяют 3 формы ринолалии:

  • Открытую – когда воздушная струя одномоментно проходит через полость рта и носа. Такое случается, если они сообщаются между собой (например, при наличии отверстия в твёрдом нёбе или недостаточном поднятии мягкого нёба в процессе формировании звука).
  • Закрытую – при наличии преграды для выхода воздуха через носовую полость.
  • Смешанную – в результате комбинации обоих дефектов.

Органическую ринолалию вызывают анатомические изменения тканей, функциональную – нарушение работы структур, участвующих в образовании голоса. У детей чаще всего встречаются закрытая функциональная и открытая органическая формы.

Основные причины возникновения

Распространённые причины открытой органической формы расстройства:

  • Врождённые пороки развития – расщелины лица («заячья губа», «волчья пасть»). Они часто становятся результатом инфекций (токсоплазмоза, коревой краснухи, «свинки» и других), перенесённых в первом триместре беременности. Другие факторы риска – интоксикации (в том числе алкогольная, наркотическая), психоэмоциональный стресс, эндокринные расстройства.
  • Перфорация нёба – нередко после падения, сильного удара по голове.
  • Рубцовые изменения нёба после травм, хирургического вмешательства, гнойного воспаления.

Причины закрытой органической ринолалии:

  • Разрастания слизистой носоглотки, включая полипы, аденоиды. Процесс тесно связан с хроническим воспалением.
  • Новообразования носовой полости.
  • Искривление носовой перегородки – результат травм.

Функциональная ринолалия нередко развивается после удаления аденоидов, на фоне парезов мягкого нёба. Открытая форма возникает при вялом парезе, закрытая – вследствие спастического.

Симптомы

Самые ранние признаки открытой органической формы – новорождённый ребёнок с ринолалией захлёбывается при кормлении. Часть молока попадает в нос и вытекает наружу, в результате младенец плохо набирает вес. У таких детей чаще, чем у здоровых, возникают инфекции ЛОР-органов, нижних дыхательных путей.

У ребёнка с ринолалией речь формируется с опозданием – произносить первые слова он часто начинает после двух лет. При этом психическое развитие может быть в норме, задерживаться или снижаться до умственной отсталости.

Звуки при ринолалии грубо искажаются, имеют характерный «носовой оттенок». В отличие от других голосовых расстройств, страдает произношение не только звонких, но и глухих согласных.

Другие характерные симптомы:

  • Беззвучный лепет в доречевой период.
  • Тихая, невыразительная, монотонная речь.
  • Гримасы в результате сильного напряжения при попытке произнести звуки правильно.

Если коррекция ринолалии по каким-то причинам не проводится, позднее присоединяются проблемы с чтением (дислексия), письменной речью (дисграфия). Переживания делают ребёнка нелюдимым, замкнутым, раздражительным, агрессивным.

Диагностика и коррекция ринолалии

Для обследования ринолалии привлекаются специалисты разных профилей: логопед-дефектолог, психолог, врачи – отоларинголог, челюстно-лицевой хирург, ортодонт. Чтобы уточнить причины расстройства, проводятся инструментальные исследования – рентгенография, риноскопия и прочие.

Устранение ринолалии включает хирургическое лечение (при необходимости) и логопедическую коррекцию. Занятия с логопедом начинаются до операции – в этот период важно сохранить и расширить словарный запас, правильно поставить и довести до автоматизма доступную часть звуков, тренировать силу голоса. Логопедическая коррекция после хирургического вмешательства направлена на закрепление навыков, полученных ранее, адаптацию к новым условиям. В до- и послеоперационном периоде для этого применяется логопедический массаж, дыхательная гимнастика и другие специальные приёмы.

Не ждите, что ребёнок перерастёт ринолалию – самостоятельное излечение при таком дефекте невозможно. Своевременное обращение в специализированный центр позволяет устранить проблему даже в сложных случаях. Если вы обнаружили симптомы ринолалии у малыша, приходите в Центр Анны Сёмкиной. Запись на консультацию проводится на сайте или по телефону +7 926 497-05-20.

Услуга Кол-во посещений Стоимость

Консультация Семкиной Анны Викторовны

Одно посещение — 30 мин

1 2500 р Записаться

Специалисты центра

  • Семкина Анна Викторовна

    Руководитель Центра. Супервизор.

    Руководитель Центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной, была главным логопедом Министерства здравоохранения Московской области, логопед-дефектолог, speech therapist.

    Подробнее
  • Гоппе Елена Сергеевна

    Педагог-психолог. Нейропсихолог.

    Педагог-психолог, нейропсихолог Центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной. В своей работе применяет техники АВА-терапии, программы мозжечковой стимуляции Balametrics, игровую терапию, сенсорную интеграцию и метод замещающего онтогенеза....

    Подробнее
  • Киреева Альбина Руслановна

    Ведущий специалист психологической и нейропсихологической коррекции

    Ведущий специалист психологической и нейропсихологической коррекции Центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной.

    Подробнее
  • Ефремова Марина Александровна

    Логопед-дефектолог

    Логопед-дефектолог Центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной. В своей работе использует орофациальную терапию, миофункциональную терапию, дыхательную гимнастику и другие методы.

    Подробнее
  • Логинова Алена Юрьевна

    Логопед-дефектолог

    Ведущий специалист дефектологической и логопедической коррекции Центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной.

    Подробнее
  • Меньшенина Елена Алексеевна

    Музыкальный терапевт

    Музыкальный терапевт Центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной. В своей практике применяет подход, называемый Неврологическая музыкальная терапия, в основе которого лежит терапевтическое применение музыки, направленное на изменение стру...

    Подробнее
  • Челомова Татьяна Сергеевна

    Нейропсихолог

    Клинический психолог, нейропсихолог Центра патологии речи Анны Семкиной. В работе применяет программы мозжечковой стимуляции Balametrics, сенсорную интеграцию, методы замещающего онтогенеза А.В. Семенович, синдромного анализа А.Р.Лурия, когнитивной к...

    Подробнее
  • Щеглов Николай Григорьевич

    Нейропсихолог

    Клинический психолог, нейропсихолог Центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной. В своей работе применяет метод синдромного анализа А.Р.Лурия, замещающего онтогенеза А.В. Семенович, программы мозжечковой стимуляции Balametrics и сенсорную...

    Подробнее
  • Канашенок Анна Викторовна

    Логопед-дефектолог

    Логопед-дефектолог Центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной. В своей работе использует различные методики: элементы сенсорной интеграции Энн Джин Айрес, фонетическую ритмику Т М. Власовой, авторский метод И.И. Панченко - Миль "Метод "Д...

    Подробнее
  • Кузнецова Екатерина Юрьевна

    Логопед-дефектолог

    Логопед-дефектолог Центра патологии речи Анны Семкиной. В своей работе применяет игровую терапию, логоритмику и методики Архиповой Е.Ф., Воробьевой В.К., М.Ф., Жуковой Н.С., Филичевой Т.Б.

    Подробнее
  • Мушкарова Марина Сергеевна

    Логопед-дефектолог

    Логопед-дефектолог Центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной. В своей работе применяет методики Н.М. Лопатиной, Л.С. Волковой, М.К. Бурлаковой, Е.Н. Винарской, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, С.С. Степановой, Л.С. Цветковой, Т.Г. Визель...

    Подробнее
  • Логинов Дмитрий Владимирович

    Специалист по телесно-ориентированным практикам

    Специалист по телесно-ориентированным практикам Центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной. Применяет методы проприоцептивной коррекции P - DTR и телесно-ориентированных практик (ПИР, ПРР, и ПНФ).

    Подробнее
  • Баранова Ирина Сергеевна

    Нейропсихолог

    Нейропсихолог Центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной. В своей работе применяет сенсорную интеграцию, программы мозжечковой стимуляции Balametrics, игровую терапию и методики Л.С. Цветковой, Т.Г. Визель. А.В. Семенович.

    Подробнее
  • Григорьева Юлия Михайловна

    Логопед-дефектолог

    Логопед-дефектолог Центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной. В своей работе использует междисциплинарный подход с использованием различных методик: М.К. Бурлаковой, Т.Г. Визель, Л.С. Волковой, Н.М. Лопатиной, С.С. Степановой, Л.С. Цвет...

    Подробнее
  • Манжосова Вера Анатольевна

    Логопед-дефектолог

    Логопед-дефектолог Центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной. В своей работе использует элементы сенсорной интеграции, логоритмику, Метод Монтессори, игровую терапию, методики Филичевой Т.Б., Архиповой Е.Ф., Жуковой Н.С. и др.

    Подробнее
  • Колегов Кирилл Петрович

    Нейропсихолог

    Клинический психолог, нейропсихолог Центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной. В своей работе применяет методики Л.С. Цветковой, Т.Г. Визель. А.В. Семенович, сенсорную интеграцию и программы мозжечковой стимуляции Balametrics.

    Подробнее
  • Отеева Татьяна Александровна

    Нейропсихолог

    Нейропсихолог Центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной. В работе активно применяет программы мозжечковой стимуляции Balametrics, сенсорную интеграцию, методы замещающего онтогенеза А.В. Семенович, синдромного анализа А.Р.Лурия, когнити...

    Подробнее
  • Дедяева Кристина Александровна

    Логопед-дефектолог

    Логопед-дефектолог Центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной. В своей работе использует логоритмику по методикам различных авторов, игровую терапию и различные методы постановки и автоматизации звукопроизношения, технологии формирования...

    Подробнее
  • Чернова Светлана Владимировна

    Логопед-дефектолог

    Логопед-дефектолог Центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной. В своей работе применяет классические и современные методы коррекции речевых нарушений у детей младшего и дошкольного возраста.

    Подробнее
  • Кулешова Ольга Владимировна

    Нейропсихолог

    Клинический психолог, нейропсихолог Центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной. В своей работе применяет метод синдромного анализа А.Р. Лурия, замещающего онтогенеза А.В. Семенович, программы мозжечковой стимуляции Balametrics и сенсорну...

    Подробнее
  • Алферова Наталья Лукинична

    Логопед-дефектолог

    Логопед-дефектолог Центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной. В своей работе применяет игротерапию, логоритмику, элементы сенсорной интеграции, Метод Монтессори.

    Подробнее
  • Дерова Екатерина Алексеевна

    Нейропсихолог

    Клинический психолог, нейропсихолог Центра патологии речи Анны Семкиной. В работе применяет программы когнитивной коррекции и игровой терапии, мозжечковой стимуляции Balametrics, сенсорную интеграцию, методы замещающего онтогенеза А.В. Семенович.

    Подробнее
  • Срибная Оксана Юрьевна

    Логопед-дефектолог

    Логопед-дефектолог Центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной. В своей работе использует: зондовый массаж по методу Е. В. Новиковой, ручной массаж по методу Е. А. Дьяковой, различные методы постановки и автоматизации звукопроизношения, т...

    Подробнее
  • Шульгина Алина Игоревна

    Логопед-дефектолог

    Логопед-дефектолог Центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной. В работе с неговорящими детьми использует элементы сенсорной интеграции, логоритмику, Метод Монтессори, игровую терапию, ABA-терапию. В работе с детьми, имеющими нарушения ре...

    Подробнее
  • Отзывы о нас

    Общая оценка:

    Последние новости центра

    Вам будет интересно

    Запишитесь
    прямо сейчас!