Ринолалия

Ринолалия – одновременное расстройства голоса и артикуляции вследствие нарушения строения и функций нёбно-глоточного затвора. Этот дефект речи проявляется выраженным изменением голосового тембра, воспроизведения звуков, «носовым оттенком» («гундосостью»). Неспособность правильно воспринимать и воспроизводить звуки в раннем возрасте выливается в недоразвитие устной и письменной речи – скудный лексикон, обилие ошибок. Как и другие тяжёлые речевые нарушения, ринолалия требует логопедической коррекции. Без этого даже успешное хирургическое лечение дефекта не даст хороших результатов.

Классификация

По типу физического дефекта, вызывающего речевое расстройство, выделяют 3 формы ринолалии:

  • Открытую – когда воздушная струя одномоментно проходит через полость рта и носа. Такое случается, если они сообщаются между собой (например, при наличии отверстия в твёрдом нёбе или недостаточном поднятии мягкого нёба в процессе формировании звука).
  • Закрытую – при наличии преграды для выхода воздуха через носовую полость.
  • Смешанную – в результате комбинации обоих дефектов.

Органическую ринолалию вызывают анатомические изменения тканей, функциональную – нарушение работы структур, участвующих в образовании голоса. У детей чаще всего встречаются закрытая функциональная и открытая органическая формы.

Основные причины возникновения

Распространённые причины открытой органической формы расстройства:

  • Врождённые пороки развития – расщелины лица («заячья губа», «волчья пасть»). Они часто становятся результатом инфекций (токсоплазмоза, коревой краснухи, «свинки» и других), перенесённых в первом триместре беременности. Другие факторы риска – интоксикации (в том числе алкогольная, наркотическая), психоэмоциональный стресс, эндокринные расстройства.
  • Перфорация нёба – нередко после падения, сильного удара по голове.
  • Рубцовые изменения нёба после травм, хирургического вмешательства, гнойного воспаления.

Причины закрытой органической ринолалии:

  • Разрастания слизистой носоглотки, включая полипы, аденоиды. Процесс тесно связан с хроническим воспалением.
  • Новообразования носовой полости.
  • Искривление носовой перегородки – результат травм.

Функциональная ринолалия нередко развивается после удаления аденоидов, на фоне парезов мягкого нёба. Открытая форма возникает при вялом парезе, закрытая – вследствие спастического.

Симптомы

Самые ранние признаки открытой органической формы – новорождённый ребёнок с ринолалией захлёбывается при кормлении. Часть молока попадает в нос и вытекает наружу, в результате младенец плохо набирает вес. У таких детей чаще, чем у здоровых, возникают инфекции ЛОР-органов, нижних дыхательных путей.

У ребёнка с ринолалией речь формируется с опозданием – произносить первые слова он часто начинает после двух лет. При этом психическое развитие может быть в норме, задерживаться или снижаться до умственной отсталости.

Звуки при ринолалии грубо искажаются, имеют характерный «носовой оттенок». В отличие от других голосовых расстройств, страдает произношение не только звонких, но и глухих согласных.

Другие характерные симптомы:

  • Беззвучный лепет в доречевой период.
  • Тихая, невыразительная, монотонная речь.
  • Гримасы в результате сильного напряжения при попытке произнести звуки правильно.

Если коррекция ринолалии по каким-то причинам не проводится, позднее присоединяются проблемы с чтением (дислексия), письменной речью (дисграфия). Переживания делают ребёнка нелюдимым, замкнутым, раздражительным, агрессивным.

Диагностика и коррекция ринолалии

Для обследования ринолалии привлекаются специалисты разных профилей: логопед-дефектолог, психолог, врачи – отоларинголог, челюстно-лицевой хирург, ортодонт. Чтобы уточнить причины расстройства, проводятся инструментальные исследования – рентгенография, риноскопия и прочие.

Устранение ринолалии включает хирургическое лечение (при необходимости) и логопедическую коррекцию. Занятия с логопедом начинаются до операции – в этот период важно сохранить и расширить словарный запас, правильно поставить и довести до автоматизма доступную часть звуков, тренировать силу голоса. Логопедическая коррекция после хирургического вмешательства направлена на закрепление навыков, полученных ранее, адаптацию к новым условиям. В до- и послеоперационном периоде для этого применяется логопедический массаж, дыхательная гимнастика и другие специальные приёмы.

Не ждите, что ребёнок перерастёт ринолалию – самостоятельное излечение при таком дефекте невозможно. Своевременное обращение в специализированный центр позволяет устранить проблему даже в сложных случаях. Если вы обнаружили симптомы ринолалии у малыша, приходите в Центр Анны Сёмкиной. Запись на консультацию проводится на сайте или по телефону +7 926 497-05-20.

Услуга Кол-во посещений Стоимость

Консультация Семкиной Анны Викторовны

Одно посещение — 30 мин

1 2500 р Записаться

Специалисты центра

  • Гоппе Елена Сергеевна

    Психолог

    Психолог Центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной. В своей работе применяет методы АВА-терапии, программы мозжечковой стимуляции Balametrics, игровой терапии и элементы сенсорной интеграции.

    Подробнее
  • Семкина Анна Викторовна

    Главный логопед

    Главный логопед Министерства здравоохранения Московской области. Руководитель Центра патологии и нейрореабилитации Анны Семкиной, логопед-дефектолог, speech therapist.

    Подробнее
  • Киреева Альбина Руслановна

    Нейропсихолог

    Нейропсихолог, клинический психолог. В работе активно применяет метод замещающего онтогенеза А.В. Семенович, метод синдромного анализа А.Р.Лурия, программы мозжечковой стимуляции Balametrics, методы когнитивной коррекции, игровой терапии, элементов с...

    Подробнее
  • Елизарьева Татьяна Михайловна

    Логопед-дефектолог

    Логопед-дефектолог Центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной. В работе активно применяет методы АРТ-терапии и программы коррекции заикания.

    Подробнее

    Отзывы о нас

    Общая оценка:

    • Сергеева Ольга

      2022.11.23

      Хочу выразить огромную благодарность специалистам центра. Сыну 4 года у нас задержка психоречевого развития. С Анной Викторовной уже со второго занятия мы увидели небольшой прогресс. Занимаемся на протяжении 2 месяцев и сын ждет занятия с нетерпением, все занятия очень разнообразные. Недавно еще добавились занятия с нейропсихологом. Динамика очень хорошая.

    • Гуля

      2022.11.22

      В Центре речи работают действительно специалисты, которые и знают как именно, и умеют работать с детьми с задержкой речи и развития. Это не просто «развивашки» ))) Занимаемся здесь с нейропсихологом и дефектологом около 6 месяцев, есть очевидные результаты. Верим, что скоро речь пойдёт

    • Марина Дмитриевна

      2022.11.15

      Спасибо специалистам центра. Запустили нам речь речь в 2,5 года. Результаты стали появляться после 3-4 занятия. Через 2 месяца сын заговорил предложениями, до этого только редкими словами изъяснялся. Специалисты тут хорошие, ребенок ходил с радостью. Спасибо за вашу работу и трепетный подход к детям))

    • Наталья

      2022.11.05

      Были на первом приеме. Всё понравилось, Анна Викторовна умеет расположить к себе ребенка. Подробно проконсультировала нас по всем вопросам, дала рекомендации. Записались на интенсивный курс. Очень приветливый коллектив

    • Светлана М.

      2022.10.09

      Мы начали ходить на занятия когда сыну было 3,5 года. Задержка речи, отсутствие усидчивости, отставание в развитии. К этому возрасту ребенок не говорил, издавал только звуки и слоги. До этого ходили на занятия в другой центр, за 3 месяца практически не было результатов. Сейчас сыну 4 г 3 мес, занимаемся в центре уже почти 9 месяцев. И у нас большой прогресс — стал говорить короткими предложениями, ребенок стал более усидчив и терпелив, стал играть с другими детьми. Мы очень довольны! Большая благодарность Анне Викторовне и Альбине Руслановне!

    Вам будет интересно

    Запишитесь
    прямо сейчас!