Общее недоразвитие речи (ОНР) – всестороннее расстройство её формирования у детей с сохранным слухом и интеллектом, распространяющееся на произношение звуков, построение слов и фраз, грамматику, словарный запас. Степень нарушения может варьироваться от незначительных погрешностей, не мешающих общению, до неспособности связно говорить. Чтобы преодолеть ОНР, нужна помощь специалистов. Работа с общим недоразвитием речи должна начинаться как можно раньше – с трёх-четырёхлетнего возраста малыша.
Общее недоразвитие речи – уровни:
- У детей с первым уровнем ОНР понятная окружающим речь отсутствует, напоминая младенческий лепет с редкими однословными предложениями. Ребёнок не понимает смысла многих слов, его словарный запас крайне мал, в основном это слова из одного-двух слогов. Чтобы сообщить о своих потребностях, такие дети активно используют мимику и жесты.
- Дети с ОНР 2-го уровня обладают зачатками общеупотребительной речи. Их лексикон беден, произношение нарушено. Они неспособны правильно формировать фразы, искажают и заменяют звуки, слоги, не понимают правил построения грамматических конструкций, плохо воспринимают значение слов.
- Третий уровень ОНР характеризуется значительным упрощением речи – ребёнок правильно строит лишь простые предложения и фразы, в более сложных неправильно согласовывает части речи, путает падежные окончания. Словарный запас близок к возрастной норме, но зачастую предметы называются неточно, ударения ставятся неправильно. Произношение звуков, смысловое восприятие чужой речи страдает гораздо меньше.
- Наиболее лёгкое общее недоразвитие речи (ОНР 4-го уровня) проявляется затруднением в произношении длинных, многосложных слов, понимании образных выражений, сниженным восприятием смысла сказанного. Изложение даётся с трудом – ребёнок путает главное с второстепенным, часто допускает повторы.
Причины возникновения ОНР у детей
В основе ОНР часто лежат такие речевые расстройства, как алалия, афазия, дизартрия, ринолалия. Причины можно условно разделить на 2 группы:
- Внутренние – поражение артикуляционного аппарата или речевых центров коры головного мозга.
- Внешние – социально-педагогические факторы.
Источники внутренних поражений:
- Генетические аномалии, передающиеся по наследству.
- Неблагоприятное воздействие на плод во время беременности, связанное с плацентарной недостаточностью, тяжёлым общим заболеванием матери (сахарный диабет, болезнь почек и прочие), внутриутробной инфекцией.
- Трудные роды, сопровождающиеся асфиксией, применением акушерского пособия.
- Травма головы и шеи или тяжёлая болезнь, перенесённые вскоре после рождения.
К внешним факторам относятся:
- Недостаток общения с взрослыми членами семьи и сверстниками.
- Неблагоприятный психологический климат в доме – например, к ребёнку чрезмерно строги родные.
- Билингвизм родителей – использование разных языков при обращении к малышу.
Симптомы общего недоразвития речи у детей
Особенности речи ребёнка с общим недоразвитием речи, на которые стоит обратить внимание:
- В возрасте до года – слишком тихий или монотонный крик, лепет младенца, отсутствие интереса к игрушкам, реакции на интонацию, попыток повторять за взрослыми звуки и слоги. У годовалого ребёнка – явное непонимание смысла простых слов.
- С года до двух лет – неспособность сказать своё имя, произнести короткие слова или связать их в осмысленные фразы.
- С двух лет – скудный словарный запас, при обращении к окружающим в приоритете не речь, а жестикуляция, мимика. Нередко – непонимание сказанного взрослыми, чрезмерно быстрая или медленная речь
Следует насторожиться, если речь трёхлетнего ребёнка непонятна никому, кроме матери, или заметно, что малыш явно понимает всё сказанное, но сам не говорит.
Коррекция ОНР
Диагноз ОНР устанавливает логопед. Неспециалисту, не владеющему знаниями, техникой логопедического обследования сложно отличить истинное речевое нарушение от задержки речевого развития (ЗРР), когда формирование речевых навыков просто запаздывает.
Коррекция общего недоразвития речи (ОНР) зависит от уровня нарушения и включает:
- Тренировку внимания, памяти, мышления.
- Развитие понимания речи и самостоятельной речевой активности – у детей с тяжёлыми (1-2 уровня) нарушениями.
- Совершенствование и закрепление речевых навыков у юных пациентов с лёгкой степенью ОНР.
Ребёнок проходит обучение с логопедом-дефектологом, а затем много работает дома – выполняет задания педагога под контролем родителей. Коррекция ОНР – длительный процесс, который может продолжаться 3-4 года.
Занятия при общем недоразвитии речи проводятся индивидуально или в специализированном детском саду, школе. Мы рекомендуем индивидуальный подход – это позволит избежать регресса у детей с лёгкими формами расстройства. А специалисты Центра речевой патологии Анны Сёмкиной помогут преодолеть ОНР максимально быстро и эффективно.
Если вы заметили у малыша тревожные симптомы, запишитесь на консультацию по телефону +7 926 497-05-20 или заполните форму записи на нашем сайте. Чем раньше вы обратитесь за помощью, тем скорее ребёнок полноценно заговорит. Мы в совершенстве владеем современными методиками и инструментами коррекции общего недоразвития речи, успешными даже в тяжёлых случаях ОНР.