+7 926 497-05-20
Пн.-Пт.: с 9.00 до 20.00
Сб.-Вс.: с 11.00 до 20.00
+7 926 497-05-20
г. Реутов, улица Октября, д.52, пом.6
г. Москва, улица Лухмановская, д.34, пом.43
Записаться

Общее недоразвитие речи ОНР

Общее недоразвитие речи (ОНР) – всестороннее расстройство её формирования у детей с сохранным слухом и интеллектом, распространяющееся на произношение звуков, построение слов и фраз, грамматику, словарный запас. Степень нарушения может варьироваться от незначительных погрешностей, не мешающих общению, до неспособности связно говорить. Чтобы преодолеть ОНР, нужна помощь специалистов. Работа с общим недоразвитием речи должна начинаться как можно раньше – с трёх-четырёхлетнего возраста малыша.

Общее недоразвитие речи – уровни:

  1. У детей с первым уровнем ОНР понятная окружающим речь отсутствует, напоминая младенческий лепет с редкими однословными предложениями. Ребёнок не понимает смысла многих слов, его словарный запас крайне мал, в основном это слова из одного-двух слогов. Чтобы сообщить о своих потребностях, такие дети активно используют мимику и жесты.
  2. Дети с ОНР 2-го уровня обладают зачатками общеупотребительной речи. Их лексикон беден, произношение нарушено. Они неспособны правильно формировать фразы, искажают и заменяют звуки, слоги, не понимают правил построения грамматических конструкций, плохо воспринимают значение слов. 
  3. Третий уровень ОНР характеризуется значительным упрощением речи – ребёнок правильно строит лишь простые предложения и фразы, в более сложных неправильно согласовывает части речи, путает падежные окончания. Словарный запас близок к возрастной норме, но зачастую предметы называются неточно, ударения ставятся неправильно. Произношение звуков, смысловое восприятие чужой речи страдает гораздо меньше.
  4. Наиболее лёгкое общее недоразвитие речи (ОНР 4-го уровня) проявляется затруднением в произношении длинных, многосложных слов, понимании образных выражений, сниженным восприятием смысла сказанного. Изложение даётся с трудом – ребёнок путает главное с второстепенным, часто допускает повторы.

Причины возникновения ОНР у детей

В основе ОНР часто лежат такие речевые расстройства, как алалия, афазия, дизартрия, ринолалия. Причины можно условно разделить на 2 группы:

  • Внутренние – поражение артикуляционного аппарата или речевых центров коры головного мозга.
  • Внешние – социально-педагогические факторы.

Источники внутренних поражений:

  • Генетические аномалии, передающиеся по наследству.
  • Неблагоприятное воздействие на плод во время беременности, связанное с плацентарной недостаточностью, тяжёлым общим заболеванием матери (сахарный диабет, болезнь почек и прочие), внутриутробной инфекцией.
  • Трудные роды, сопровождающиеся асфиксией, применением акушерского пособия.
  • Травма головы и шеи или тяжёлая болезнь, перенесённые вскоре после рождения.

К внешним факторам относятся:

  • Недостаток общения с взрослыми членами семьи и сверстниками.
  • Неблагоприятный психологический климат в доме – например, к ребёнку чрезмерно строги родные.
  • Билингвизм родителей – использование разных языков при обращении к малышу.

Симптомы общего недоразвития речи у детей

Особенности речи ребёнка с общим недоразвитием речи, на которые стоит обратить внимание:

  • В возрасте до года – слишком тихий или монотонный крик, лепет младенца, отсутствие интереса к игрушкам, реакции на интонацию, попыток  повторять за взрослыми звуки и слоги. У годовалого ребёнка – явное непонимание смысла простых слов.
  • С года до двух лет – неспособность сказать своё имя, произнести короткие слова или связать их в осмысленные фразы.
  • С двух лет – скудный словарный запас, при обращении к окружающим в приоритете не речь, а жестикуляция, мимика. Нередко – непонимание сказанного взрослыми, чрезмерно быстрая или медленная речь

Следует насторожиться, если речь трёхлетнего ребёнка непонятна никому, кроме матери, или заметно, что малыш явно понимает всё сказанное, но сам не говорит.

Коррекция ОНР

Диагноз ОНР устанавливает логопед. Неспециалисту, не владеющему знаниями, техникой логопедического обследования сложно отличить истинное речевое нарушение от задержки речевого развития (ЗРР), когда формирование речевых навыков просто запаздывает.

Коррекция общего недоразвития речи (ОНР) зависит от уровня нарушения и включает:

  • Тренировку внимания, памяти, мышления.
  • Развитие понимания речи и самостоятельной речевой активности – у детей с тяжёлыми (1-2 уровня) нарушениями.
  • Совершенствование и закрепление речевых навыков у юных пациентов с лёгкой степенью ОНР.

Ребёнок проходит обучение с логопедом-дефектологом, а затем много работает дома – выполняет задания педагога под контролем родителей. Коррекция ОНР – длительный процесс, который может продолжаться 3-4 года.

Занятия при общем недоразвитии речи проводятся индивидуально или в специализированном детском саду, школе. Мы рекомендуем индивидуальный подход – это позволит избежать регресса у детей с лёгкими формами расстройства. А специалисты Центра речевой патологии Анны Сёмкиной помогут преодолеть ОНР максимально быстро и эффективно.

Если вы заметили у малыша тревожные симптомы, запишитесь на консультацию по телефону +7 926 497-05-20 или заполните форму записи на нашем сайте. Чем раньше вы обратитесь за помощью, тем скорее ребёнок полноценно заговорит. Мы в совершенстве владеем современными методиками и инструментами коррекции общего недоразвития речи, успешными даже в тяжёлых случаях ОНР.

Услуга Кол-во посещений Стоимость

Консультация Семкиной Анны Викторовны

Одно посещение — 30 мин

1 2500 р Записаться

Специалисты центра

  • Семкина Анна Викторовна

    Руководитель Центра. Супервизор.

    Руководитель Центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной, была главным логопедом Министерства здравоохранения Московской области, логопед-дефектолог, speech therapist.

    Подробнее
  • Гоппе Елена Сергеевна

    Педагог-психолог. Нейропсихолог.

    Педагог-психолог, нейропсихолог Центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной. В своей работе применяет техники АВА-терапии, программы мозжечковой стимуляции Balametrics, игровую терапию, сенсорную интеграцию и метод замещающего онтогенеза....

    Подробнее
  • Киреева Альбина Руслановна

    Ведущий специалист психологической и нейропсихологической коррекции

    Ведущий специалист психологической и нейропсихологической коррекции Центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной.

    Подробнее
  • Ефремова Марина Александровна

    Логопед-дефектолог

    Логопед-дефектолог Центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной. В своей работе использует орофациальную терапию, миофункциональную терапию, дыхательную гимнастику и другие методы.

    Подробнее
  • Логинова Алена Юрьевна

    Логопед-дефектолог

    Ведущий специалист дефектологической и логопедической коррекции Центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной.

    Подробнее
  • Меньшенина Елена Алексеевна

    Музыкальный терапевт

    Музыкальный терапевт Центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной. В своей практике применяет подход, называемый Неврологическая музыкальная терапия, в основе которого лежит терапевтическое применение музыки, направленное на изменение стру...

    Подробнее
  • Челомова Татьяна Сергеевна

    Нейропсихолог

    Клинический психолог, нейропсихолог Центра патологии речи Анны Семкиной. В работе применяет программы мозжечковой стимуляции Balametrics, сенсорную интеграцию, методы замещающего онтогенеза А.В. Семенович, синдромного анализа А.Р.Лурия, когнитивной к...

    Подробнее
  • Щеглов Николай Григорьевич

    Нейропсихолог

    Клинический психолог, нейропсихолог Центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной. В своей работе применяет метод синдромного анализа А.Р.Лурия, замещающего онтогенеза А.В. Семенович, программы мозжечковой стимуляции Balametrics и сенсорную...

    Подробнее
  • Канашенок Анна Викторовна

    Логопед-дефектолог

    Логопед-дефектолог Центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной. В своей работе использует различные методики: элементы сенсорной интеграции Энн Джин Айрес, фонетическую ритмику Т М. Власовой, авторский метод И.И. Панченко - Миль "Метод "Д...

    Подробнее
  • Кузнецова Екатерина Юрьевна

    Логопед-дефектолог

    Логопед-дефектолог Центра патологии речи Анны Семкиной. В своей работе применяет игровую терапию, логоритмику и методики Архиповой Е.Ф., Воробьевой В.К., М.Ф., Жуковой Н.С., Филичевой Т.Б.

    Подробнее
  • Мушкарова Марина Сергеевна

    Логопед-дефектолог

    Логопед-дефектолог Центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной. В своей работе применяет методики Н.М. Лопатиной, Л.С. Волковой, М.К. Бурлаковой, Е.Н. Винарской, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, С.С. Степановой, Л.С. Цветковой, Т.Г. Визель...

    Подробнее
  • Логинов Дмитрий Владимирович

    Специалист по телесно-ориентированным практикам

    Специалист по телесно-ориентированным практикам Центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной. Применяет методы проприоцептивной коррекции P - DTR и телесно-ориентированных практик (ПИР, ПРР, и ПНФ).

    Подробнее
  • Баранова Ирина Сергеевна

    Нейропсихолог

    Нейропсихолог Центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной. В своей работе применяет сенсорную интеграцию, программы мозжечковой стимуляции Balametrics, игровую терапию и методики Л.С. Цветковой, Т.Г. Визель. А.В. Семенович.

    Подробнее
  • Григорьева Юлия Михайловна

    Логопед-дефектолог

    Логопед-дефектолог Центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной. В своей работе использует междисциплинарный подход с использованием различных методик: М.К. Бурлаковой, Т.Г. Визель, Л.С. Волковой, Н.М. Лопатиной, С.С. Степановой, Л.С. Цвет...

    Подробнее
  • Манжосова Вера Анатольевна

    Логопед-дефектолог

    Логопед-дефектолог Центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной. В своей работе использует элементы сенсорной интеграции, логоритмику, Метод Монтессори, игровую терапию, методики Филичевой Т.Б., Архиповой Е.Ф., Жуковой Н.С. и др.

    Подробнее
  • Колегов Кирилл Петрович

    Нейропсихолог

    Клинический психолог, нейропсихолог Центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной. В своей работе применяет методики Л.С. Цветковой, Т.Г. Визель. А.В. Семенович, сенсорную интеграцию и программы мозжечковой стимуляции Balametrics.

    Подробнее
  • Отеева Татьяна Александровна

    Нейропсихолог

    Нейропсихолог Центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной. В работе активно применяет программы мозжечковой стимуляции Balametrics, сенсорную интеграцию, методы замещающего онтогенеза А.В. Семенович, синдромного анализа А.Р.Лурия, когнити...

    Подробнее
  • Дедяева Кристина Александровна

    Логопед-дефектолог

    Логопед-дефектолог Центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной. В своей работе использует логоритмику по методикам различных авторов, игровую терапию и различные методы постановки и автоматизации звукопроизношения, технологии формирования...

    Подробнее
  • Чернова Светлана Владимировна

    Логопед-дефектолог

    Логопед-дефектолог Центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной. В своей работе применяет классические и современные методы коррекции речевых нарушений у детей младшего и дошкольного возраста.

    Подробнее
  • Кулешова Ольга Владимировна

    Нейропсихолог

    Клинический психолог, нейропсихолог Центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной. В своей работе применяет метод синдромного анализа А.Р. Лурия, замещающего онтогенеза А.В. Семенович, программы мозжечковой стимуляции Balametrics и сенсорну...

    Подробнее
  • Алферова Наталья Лукинична

    Логопед-дефектолог

    Логопед-дефектолог Центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной. В своей работе применяет игротерапию, логоритмику, элементы сенсорной интеграции, Метод Монтессори.

    Подробнее
  • Дерова Екатерина Алексеевна

    Нейропсихолог

    Клинический психолог, нейропсихолог Центра патологии речи Анны Семкиной. В работе применяет программы когнитивной коррекции и игровой терапии, мозжечковой стимуляции Balametrics, сенсорную интеграцию, методы замещающего онтогенеза А.В. Семенович.

    Подробнее
  • Срибная Оксана Юрьевна

    Логопед-дефектолог

    Логопед-дефектолог Центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной. В своей работе использует: зондовый массаж по методу Е. В. Новиковой, ручной массаж по методу Е. А. Дьяковой, различные методы постановки и автоматизации звукопроизношения, т...

    Подробнее
  • Шульгина Алина Игоревна

    Логопед-дефектолог

    Логопед-дефектолог Центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной. В работе с неговорящими детьми использует элементы сенсорной интеграции, логоритмику, Метод Монтессори, игровую терапию, ABA-терапию. В работе с детьми, имеющими нарушения ре...

    Подробнее
  • Отзывы о нас

    Общая оценка:

    Последние новости центра

    Вам будет интересно

    Запишитесь
    прямо сейчас!