+7 926 497-05-20
По будням с 9.00 до 20.00
+7 926 497-05-20
г. Реутов, ул. Октября д. 52
Записаться

Дизартрия

Нарушение речи дизартрия – дефект, вызванный расстройством центрального (со стороны мозга) управления деятельности артикуляционного аппарата. Ребёнок может верно воспринимать обращённую к нему речь, но не способен внятно произносить слова и звуки. Нарушение произношения нередко сопровождается затруднённым глотанием, повышенным отделением слюны, непроизвольными движениями. Речевая дизартрия влечёт негативные последствия – трудности с обучением, психологические комплексы. Чтобы их избежать, следует как можно раньше обратиться за профессиональной помощью.

Причины возникновения

Дизартрия речи у детей – результат поражения головного мозга на разных этапах:

  • В течение беременности (внутриутробного периода) – вследствие генетических аномалий или повреждения нервной ткани. Факторы риска – инфекции или интоксикация матери (в том числе лекарственная), кислородное голодание (гипоксия плода), резус-конфликт.
  • При рождении – по причине черепно-мозговой травмы, асфиксии. Такие осложнения нередки при стремительных или затяжных родах, вынужденном применении акушерского пособия, отсутствии квалифицированной помощи роженице.
  • В раннем младенчестве – в результате гемолитической болезни новорождённых, травмы головы, опухоли, инфекционного или неинфекционного воспаления мозга.

Поражение центральной нервной системы (ЦНС) влечёт нарушение контроля артикуляции. Следствием и проявлением неврологической проблемы становится логопедическая – дизартрия. Это речевое расстройство встречается у детей как с нормальным психическим развитием, так и с его задержкой (ЗПР) или умственной отсталостью (олигофренией).

Виды и стадии

В зависимости от области поражения мозга, существует 5 видов дизартрии. У детей чаще всего встречаются три из них – псевдобульбарная (при повреждении структур, передающих сигнал от периферических нервов к коре мозга), подкорковая (экстрапирамидная), мозжечковая. Другие две – бульбарная (на фоне повреждения черепно-мозговых нервов) и корковая – характерны для более старшего возраста.

По тяжести симптоматики дизартрия речи условно разделяется на 3 степени:

  1. Лёгкая (стёртая) – речь не всегда чёткая, однако разборчивая. Такое нарушение, как правило, не ограничивает общение.
  2. Средняя – выраженные искажения делают речь невнятной, иногда малопонятной для окружающих.
  3. Тяжёлая (анартрия) – ребёнок не говорит вообще или его речь совершенно непонятна, нечленораздельна.

Симптомы дизартрии

Дизартрия речи у детей проявляется:

  • Задержкой речевого развития, начиная с гуления, лепета в младенчестве.
  • Искажением всех форм внешнего высказывания – ритма и темпа речи, тембра голоса, постановки логического ударения, дефектами произношения звуков и формирования слов (от чего впоследствии страдает и письмо). Речевой поток замедлен, звучание глухое, гнусавое, невыразительное, звуки отрывисты, произносятся с напряжением. Общее впечатление – «говорит, будто каши в рот набрал».
  • Сопутствующими симптомами, связанными с ослаблением или напряжением мускулатуры артикуляционного аппарата – повышенным отделением слюны, асимметрией лица, слабой мимикой, затруднениями с откусыванием, пережёвыванием и проглатыванием пищи. Рот такого ребёнка нередко приоткрыт. Младенец с дизартрией вяло сосёт, поперхивается молоком, часто срыгивает.

Преобладание тех или иных симптомов зависит от типа расстройства.

Диагностика дизартрии

Дизартрия речи устанавливается логопедом-дефектологом в ходе беседы с родителями и осмотра ребёнка. Специалист исследует:

  • Органы рото- и носоглотки (артикуляционный аппарат) – их строение и функции.
  • Особенности дыхания и голоса.
  • Навыки составления слов, связных фраз и предложений.
  • Умение различать и воспроизводить звуки.

Для выявления причинного заболевания привлекается детский невролог, проводятся инструментальные исследования – МРТ головного мозга, электронейромиография, электроэнцефалография.

Лечение дизартрии у детей

Коррекция дизартрии включает:

  • Логопедический массаж, речевую гимнастику – методы, нормализующие мышечный тонус артикуляционного аппарата.
  • Тренировку крупной и мелкой моторики – игры, упражнения под музыку, пальчиковая гимнастика, суджок-терапия. Подробнее можно прочитать здесь.
  • Дыхательную гимнастику.
  • Формирование речевых процессов – обогащение словарного запаса, правильная постановка произношения звуков, обучение построению слов и предложений.

Теперь, когда вы узнали о дизартрии, старайтесь не пропустить её самые ранние симптомы. Если ваш малыш плохо сосёт, давится при кормлении, поверхностно дышит, незамедлительно обратитесь к специалисту. Чем раньше начнёте терапию, тем быстрее ребёнок начнёт правильно говорить.

Лечение дизартрии у детей лучше проводить в специализированном учреждении. Одна из ведущих в этом направлении клиник – Центр патологии речи и нейрореабилитации Анны Сёмкиной. Запишитесь на консультацию к специалисту на нашем сайте или по телефону +7 926 497-05-20. Мы успешно работаем даже с самыми юными пациентами – малышами первого года жизни.

Услуга Кол-во посещений Стоимость

Консультация Семкиной Анны Викторовны

Одно посещение — 30 мин

1 2500 р Записаться

Специалисты центра

  • Семкина Анна Викторовна

    Руководитель Центра, супервизор

    Главный логопед Министерства здравоохранения Московской области. Руководитель Центра патологии и нейрореабилитации Анны Семкиной, логопед-дефектолог, speech therapist.

    Подробнее
  • Гоппе Елена Сергеевна

    Педагог-психолог

    Психолог Центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной. В своей работе применяет методы АВА-терапии, программы мозжечковой стимуляции Balametrics, игровой терапии и элементы сенсорной интеграции.

    Подробнее
  • Великанская Виктория Владимировна

    Логопед-дефектолог

    Логопед-дефектолог Центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной. В своей работе использует различные методик: М.К. Бурлаковой, Т.Г. Визель, Л.С. Волковой, Н.М. Лопатиной, С.С. Степановой, Л.С. Цветковой, Е.Н. Винарской и др. Для коррекции ...

    Подробнее
  • Ефремова Марина Александровна

    Логопед-дефектолог

    Логопед-дефектолог Центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной. Проводит логопедические занятия с детьми с дислалией, дизартрией, алалией, СДВГ, ЗПР, расстройствами аутистического спектра, умственной отсталостью, диспраксией и речевой слу...

    Подробнее
  • Лихачева Александра Алексеевна

    Логопед-дефектолог

    Логопед-дефектолог Центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной. В своей работе всегда составляет индивидуальную программу коррекции с применением современных технологий и новейших методик.

    Подробнее
  • Шохина Мария Алексеевна

    Логопед-дефектолог

    Логопед-дефектолог Центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной. В работе применяет игротерапию, логоритмику, сенсорную интеграцию, Метод Монтессори.

    Подробнее
  • Логинова Алена Юрьевна

    Логопед-дефектолог

    Логопед-дефектолог Центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной. В работе с неговорящими детьми использует метод сенсорной интеграции, логоритмику, метод Монтессори, игровую терапию, ABA-терапию, метод замещающего онтогенеза. В работе с го...

    Подробнее
  • Канашенок Анна Викторовна

    Логопед-дефектолог

    Логопед-дефектолог Центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной.

    Подробнее
  • Мушкарова Марина Сергеевна

    Логопед-дефектолог

    Логопед-дефектолог Центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной.

    Подробнее
  • Киреева Альбина Руслановна

    Нейропсихолог

    Клинический психолог, нейропсихолог. В работе активно применяет метод замещающего онтогенеза А.В. Семенович, метод синдромного анализа А.Р.Лурия, программы мозжечковой стимуляции Balametrics, методы когнитивной коррекции, игровой терапии, элементов с...

    Подробнее

    Отзывы о нас

    Общая оценка:

      2023.01.30

      Хочу поделиться, как нам помог Центр патологии речи и нейрореабилитации
      Анны Семкиной. Моему ребёнку 7 лет у него ЗПР. До 5 лет мы не говорили вообще. Мы перепробовал множество специалистов, результата не было, и два года назад мы случайно попали в этот центр. И три специалиста сделали, то что ...

      2022.12.27

      хочу выразить свою благодарность специалисту Елене Сергеевне, речь не появилась, но слушать и понимать стал однозначно.

      2022.11.24

      Мнение только положительное🥰
      Хочу начать с нашей истории: моему сыну 3 года и 7 месяцев, у него синдром Корнелии Де Ланге ( вытекающий РАС). Требовалась коррекция поведения( и пищевого тоже), занятия с логопедом(лого-массаж) и занятия на запуск речи. Ребёнок до занятий в центре был психованный,...

      2022.11.23

      Хочу выразить огромную благодарность специалистам центра. Сыну 4 года у нас задержка психоречевого развития. С Анной Викторовной уже со второго занятия мы увидели небольшой прогресс. Занимаемся на протяжении 2 месяцев и сын ждет занятия с нетерпением, все занятия очень разнообразные. Недавно еще доб...

      2022.11.22

      В Центре речи работают действительно специалисты, которые и знают как именно, и умеют работать с детьми с задержкой речи и развития. Это не просто «развивашки» ))) Занимаемся здесь с нейропсихологом и дефектологом около 6 месяцев, есть очевидные результаты. Верим, что скоро речь пойдёт

    Вам будет интересно

    Запишитесь
    прямо сейчас!