Фонематический слух – это способность человека к анализу и различению слогов и звуков. При проблемах с этим слухом, физиологический функционирует нормально. У ребенка может даже быть музыкальный слух. Развитие фонематического слуха у детей требует вмешательства специалистов.
Что такое фонематический слух?
Патология заключается в том, что малыш плохо различает отдельные звуки. При таком отклонении наблюдается акустическая дисграфия. Это вызывает проблемы при воспроизведении слов, которые малыш слышит. У детей проявляются сложности с изучением иностранного языка и с правописанием. Неуспехи в учебе отрицательно отражаются на самооценке ребенка, который начинает себя ощущать аутсайдером. Поэтому следует уделить развитию фонематического слуха особое внимание.
Развитие фонематического слуха у детей
Фонематический слух развивается уже с самого рождения. Грудной ребенок учится распознавать простые бытовые звуки. Затем развитие фонематического слуха у детей включает такие этапы:
- малыш в 1-2 месяца не только реагирует на звуки, но и старается их повторять;
- постепенно начинает различать интонации и пытается воспроизвести гласные звуки с сочетаниями;
- к 8 месяцам ребенок применяет различные звуки из родной речи;
- 1-2 года малыш понимает речь, которую используют взрослые при обращении к нему;
- при нормальном развитии в 3 года у ребенка сформировавшийся фонематический слух;
- в 4-5 лет ребенок усваивает технику произношения большинства звуков.
В процессе развития фонематического слуха у детей, наблюдается развитие височной области правого полушария, а к 1,5 годам левое полушарие специализируется на речи.
Основные признаки и причины нарушения фонематического слуха
При дефектах с фонематическим слухом у малыша появляется фонетико-фонематическое нарушение речи. У дошкольников бывают такие проявления:
- проблемы с проговариванием отдельных звуков, которые не связаны с трудностями артикуляции;
- ребенок переставляет местами или может просто пропускать гласные и согласные в словах;
- в речи употребляются твердые согласные вместо мягких или смягчаются согласные, где это не нужно;
- пропуски слогов в словах и слов в речи.
Если не уделять внимание проблеме, постепенно формируется дислалия. Развитие фонематического слуха требуется при определенных признаках:
- проблемы с применением мягких знаков;
- фонологическое написание;
- пропуски разных слов и слогов;
- сложности с определением ударений в словах;
- проблемы с грамматикой при написании.
При обследовании детей, имеющих подобные нарушения, не редко обнаруживают проблемы с кровоснабжением мозга.
Как проводится коррекция нарушения
При подозрении на ФФНР стоит обратиться к логопеду. Специалист проведет диагностику и назначит упражнения на развитие фонематического слуха. Также может потребоваться консультация нейропсихолога и проведение ЭЭГ.
Коррекция осуществляется в соответствии с комплексным подходом. Невролог назначает терапию, а логопед проводит специальные занятия. Лечение в основном связано с нормализацией работы сосудов и с питанием мозга. Кроме посещения занятий у врача, необходимо заниматься в домашних условиях.
Игры и упражнения для развития фонематического слуха
Специалисты могут посоветовать игры на развитие фонематического слуха.
Договори слово
Ребенку проговаривают начало фразы, а он ее заканчивает. Например, чтобы рисовать, нужны краски, а чтобы шить, нужна иголка.
Лови звук
Взрослый произносит какое-то слово, а ребенок при проговаривании предварительно назначенного звука хлопает в ладоши. Сначала нужно выбирать слова, которые начинаются на подобранный звук. А затем использовать слова, где звук размещен в середине.
Рифмы
Нужно произносить слово и одновременно кидать ребенку мяч. Он должен его поймать и произнести в ответ рифму. Если малыш не придумал рифму, родитель должен ее сказать сам. Можно использовать самые простые слова, а потом их усложнять.
Специалисты нашего центра назначат необходимое лечение, упражнения, а также расскажут, в какие игры на развитие фонематического слуха у детей можно играть в домашних условиях. Для записи позвоните нам по номеру телефона +7 926 497-05-20.
Добавить комментарий