Часто родители сталкиваются с такой проблемой, как постановка звука «р». Его формирование происходит позже, чем других звуков. Дрожащие согласные могут не выговариваться до шести лет. Поэтому очень легко пропустить признаки появившегося дефекта. В нашем центре можно записаться на занятие по постановке звукопроизношения буквы «р» и на консультацию к специалисту. Логопед проведет диагностику и подскажет точные причины возникновения проблемы. Специалист назначит специальные упражнения для постановки звука «р».
Причины неправильного произношения букв
В процессе постановки звука «р» дефектологи выявляют причины возникших проблем. В некоторых случаях может потребоваться оперативное вмешательство, так как нарушение может иметь анатомический характер. Проблемы с произношением возникают при таких причинах:
- узкий или большой язык;
- неправильный прикус;
- проблемы с уздечкой;
- дефекты неба;
- ослабленные мышцы;
- нехватка зубов;
- аномалии со слухом.
Выполняется постановка звука «р» поэтапно. Чтобы добиться положительных результатов, необходимо начать занятия, как можно раньше.
Этапы коррекционной работы
Постановка звукопроизношения буквы «р» у детей состоит из следующих этапов:
- логопед выявляет, какие дефекты присутствуют. Затем с ребенком проводятся занятия по постановке звучания буквы. Для этого используются упражнения на развитие артикуляции. Малыш знакомится с частями языка;
- процесс постановки звука «р», с применением разных методик – механическое повторение, гимнастика;
- проговаривание отдельных фраз, слогов, слов и скороговорок. Это позволяет закрепить навык;
- введение звука в повседневную речь. Логопедическая постановка звука «р» предполагает регулярные занятия и выполнение упражнений в домашних условиях.
Логопедическая коррекция произношения буквы «Р»
Для правильной постановки применяются различные методики, программа подбирается индивидуально для каждого ребенка. Но предусмотрен и общий комплекс с упражнениями, который полезен для всех маленьких пациентов. Используют следующие техники:
- метод подражания, в котором задействуется слуховое восприятие. Ребенок может подражать звучанию мотора или рычанию льва. Упражнение делают перед зеркалом;
- губная гимнастика. В нее входят упражнения с губами в трубочку, разные улыбки и медленное закрывание и открывание рта;
- упражнения с языком. В процессе занятий вырабатывается управление мышцами языка, начиная с перемещения языка вдоль зубов и в разные стороны, а также с загибанием кончика к верхней части.
Кроме упражнений, специалисты применяют механическое воздействие. Для этого применяются специальные инструменты. После того, как удастся достичь стойких результатов, проводится работа над речью. Дети повторяют слоги, а затем слова и небольшие фразы. Занятия проходят в игровой форме, чтобы ребенок не потерял интерес к происходящему.
Упражнения для самостоятельной работы
В процессе постановки звука «р» можно выполнять специальные упражнения в домашних условиях. Занятия необходимо проводить каждый день. Важно подготовить удобное место. Упражнения можно делать перед зеркалом, подойдет настольный вариант. Малыш должен видеть движения рта свои и мамины. Можно сесть друг напротив друга.
Необходимо чтобы ребенок настроился на тренировку. Поэтому идеально подойдет игровой формат. Такие занятия должны стать поводом к веселому времяпрепровождению с родителями, а не превратиться в скучную обязанность. Тренировка не должна длиться дольше 15 минут.
Примеры упражнений
Маляр
Представьте, что язык – это кисточка. Красьте им внутреннюю сторону щек, неба и зубы.
Лошадка
Делайте щелчки языком по верхнему небу, как будто цокают копыта у лошадки.
Качели
Открывайте широко рот и болтайте языком вверх и вниз. Касайтесь попеременно нижних и верхних зубов. Затем удерживайте кончик языка у верхних зубов на15-20 секунд.
Кукушка
Опять откройте широко рот и кончиком языка дотрагивайтесь до верхней губы, а затем убирайте за верхние зубы.
Гармошка
Поднимите язык вверх и присоедините его кончиком к небу. Удерживая язык, открывайте и закрывайте рот.
Барабан
Широко откройте рот и ударяйте кончиком языка за верхними зубами и произносите звук д. Это надо делать сначала медленно, а затем быстрее.
Жужжалка
Произносите звук «ж» и в процессе оттягивайте кончик языка вглубь рта. Со временем этот звук превратиться в слабовибрирующий «р».
Комар
Откройте широко рот и поднимите язык вверх, уприте его в альвеолы. На протяжении 15 секунд жужжите, имитируя комариные звуки.
Закрепление результата
Когда звук получился, необходимо довести его произношение до автоматизма. Для этого выполняется специальный комплекс, позволяющий закрепить навыки:
- четко и громко произнесите звук «р»;
- прорабатывайте нужный звук через согласные звуки «тра-тро-тру», «дру-дра-дро»;
- затем уберите звуки «т» и «д», и прорабатывайте «ра-ро-ру»;
- переходите к проработке обратных слогов «ор-ур-ар»;
- отработайте слова, которые начинаются с «р» или например с «др» и «тр». Затем нужно прорабатывать существительные, в которых звук «р» находится в середине или в конце слова.
Чтобы проконсультироваться со специалистами запишитесь на прием по телефону +7 926 497-05-20. Желательно прийти на осмотр к логопеду до того, как ребенок пойдет в школу. Если затянуть процесс исправления произношения, в более взрослом возрасте могут возникнуть сложности.
Добавить комментарий