Двигательная активность тесно связана с развитием функций мозга ребёнка в первые годы жизни. Особую роль играет движение пальцев, мелкая моторика рук. Импульсы с них поступают в центральную нервную систему, благоприятно влияют на формирование речевого центра и других участков коры головного мозга. От активности пальчиков во многом зависит психическое здоровье вашего малыша.
Что такое мелкая моторика рук
Мелкая моторика рук – способность к выполнению скоординированных, точных движений пальцами и кистями. Чем раньше придёт этот навык, тем успешнее ребёнок станет овладевать устной и письменной речью. Постоянная тренировка кистей рук даёт и другие положительные эффекты:
- Стимулирует функции сознания и помогает максимально реализовать потенциал умственных способностей.
- Развивает ориентацию в пространстве.
- Снимает психоэмоциональное напряжение.
Исследования, неоднократно проводимые среди младших школьников, показывают, что недостаточное развитие мелкой моторики рук практически всегда сочетается с недоразвитием речи, дефицитом внимания и памяти.
Для чего нужно развивать мелкую моторику рук
Развитая мелкая моторика для детей значит очень много. Вместе со способностью выполнять тонкие манипуляции пальцами у ребёнка развиваются:
- Речь. Кисть руки – альтернативный артикулярному аппарату «речевой орган». Первобытные люди общались посредством жестов, речь появилась позднее и формировалась у наших предков одновременно с развитием мелкой моторики. Проекционная зона мелких мышц кисти руки располагается в коре головного мозга вблизи речевого центра и оказывает на него опосредованное влияние.
- Память. Целенаправленное движение пальцев осуществляется под контролем зрения. Это помогает формировать и надолго запоминать зрительные образы.
- Воображение и творческое мышление – ручная работа непосредственно связана с творчеством.
- Способность выстраивать прогнозы, планировать. При непосредственном взаимодействии с предметами ребёнок осознаёт возможные последствия, учится их просчитывать.
- Внимание, усидчивость и трудолюбие – тонкая работа пальцами занимает много времени, требует максимального погружения, терпения, усердия.
Проверьте уровень развития мелкой моторики вашего ребенка
Развитие мелкой моторики у детей происходит постепенно, с первых месяцев жизни. Вот что обычно умеют дети в разных возрастных периодах:
- В 2-3 месяца – ощупывают себя, хватают маму за пальцы.
- До полугода – активно захватывают кистями игрушки и заинтересовавшие их предметы, пытаются чесать дёсны, когда режутся первые зубы.
- До года – берут предметы (характерный хват двумя пальцами – большим и указательным), перекладывают из одной руки в другую, складывают и достают их из коробки.
- Годовалые дети повторяют движения за родителями (например, толкают игрушечную машинку), начинают рисовать – изображают хаотичные линии на бумаге.
- К полутора годам – держат ложку, карандаш, освобождают конфету от фантика, начинают сооружать простые конструкции из кубиков.
- К двум годам – нанизывают детали пирамидки на стержень, переворачивают страницы книги по одной, некоторые могут наполнить стакан водой из кувшина.
- К трём годам – осваивают лепку из глины, пластилина, рисование несложных фигур, открывают шкафы и достают предметы.
- К четырём годам – сооружают сложные строения из кубиков, обводят контуры изображений.
- К пяти годам – завязывают шнурки, изображают печатные буквы, лепят из пластилина фигурки, раскрашивают картины. В их рисунках появляются натуралистичные детали (например, труба с дымом у нарисованного домика).
- К шести годам – пишут (воспроизводят цифры и печатные буквы), изображают геометрические фигуры, вырезают ножницами фигурки из бумаги.
У детей дошкольного возраста с развитием мелкой моторики связывают уровень интеллекта. Ребята с неразвитой моторикой плохо говорят и обслуживают себя, с трудом усваивают информацию. У них снижена самооценка, им трудно адаптироваться в коллективе. И наоборот, дети с хорошей моторикой рук уверены в себе, комфортно чувствуют себя в компании сверстников. Они рано начинают произносить осмысленные большие предложения, быстро пополняют лексикон, легко обучаются.
Мелкую моторику важно развивать. Начать можно с младенчества, а продолжать рекомендуется в течение всей жизни – это позволит сохранить ясный разум, крепкую память и способность к самообслуживанию в преклонные годы. В юном возрасте прогресс заметен быстрее, чем у взрослых. Если вы занимаетесь с ребёнком регулярно, то очень скоро увидите, что движения малыша становятся более точными, слаженными. С примерами игровых упражнений для развития мелкой моторики у детей можно ознакомиться в статье на нашем сайте.
Если вы сомневаетесь, что уровень мелкой моторики малыша соответствует возрастной норме, приглашаем на консультацию в Центр Анны Сёмкиной. Мы применяем эффективные методики, которые помогут вашему ребёнку быстро догнать в развитии сверстников. Опытный специалист проведёт диагностику, подберёт комплекс пальчиковой гимнастики и игр, обучит правильной технике выполнения упражнений. Для записи на приём звоните по телефону+7 926 497-05-20.
Добавить комментарий