+7 (804) 700-56-78
Пн.-Пт.: с 9.00 до 20.00
Сб.-Вс.: с 11.00 до 20.00
+7 (804) 700-56-78
г. Реутов, улица Октября, д.52, пом.6
г. Москва, улица Лухмановская, д.34, пом.43
Записаться

Музыкальная терапия и её применение в области патологии речи и нейрореабилитации

13.09.2024

Музыкальная терапия — это область применения музыки и музыкальной деятельности в терапевтических (т.е. лечебных) и коррекционных целях. Базирующееся на междисциплинарных знаниях в различных научных областях (таких, как когнитивная наука, психология, нейропсихология, психофизиология, нейро- и психолингвистика, музыкальная педагогика, музыкальная психология, музыкальная теория, музыкальное исполнительство и др.), это новейшее терапевтическое направление успешно применяется при коррекции и лечении различных языковых и речевых нарушений, а также является важной составляющей частью современной нейрореабилитации во всем мире.

Применение музыки в виде различных музыкальных жанров (напр., импровизации, песни, различные муз. произведения) и использование в отдельности разнообразных её элементов (форма, ритм, мелодия, гармония, тембр, динамика и т. д.) лежат в основе различных методов и техник музыкотерапии. Их применение возможно в рамках определённой музыкальной деятельности (напр., пение, игра на музыкальных инструментах, прослушивание музыки), а также в сочетании с движениями, речью или со вспомогательными материалами. При этом человеку, с которым проводится музыкальная терапия, не обязательно обладать специальными музыкальными навыками пения или игры на инструментах.

Научные обоснования применения музыкальной терапии в области патологии речи и нейрореабилитации

Ещё во времена древних цивилизаций было замечено, что музыка обладает не только эстетическими свойствами. Уже тогда были отмечены её особые терапевтические качества, оказывающие влияние на эмоциональное состояние человека, на его работоспособность, мотивацию и морально-нравственное поведение.

В последние десятилетия произошли координальные изменения в развитии научных знаний и исследований в области влияния музыки и музыкальной деятельности на работу мозга человека. В начале 2000-х годов ученым в разных уголках мира стали доступны новые методы исследования мозга человека. Различные теории и гипотезы, которые выдвигали учёные по отношению к музыке и её воздействия на человека, подкрепляли их интерес к изучению процессов организации человеческого мозга. Ведь «как и язык, музыка представляет собой сложную, подчинённую определённым правилам деятельность, связанную, по-видимому, с определённой архитектурой мозга.» 1 В те годы учёными была установлена корреляция между активацией нейронов и нейронных связей в мозге человека, задействованных в музыкальном опыте с теми, которые участвуют в работе различных функциональных систем человека. Например, при игре пальцами рук на клавишном инструменте задействуются нейроны, которые также участвуют в работе тонкой ручной моторики. Подобного рода корреляции наблюдаются в отношении, например, музыки и когнитивной (познавательной) деятельности (память, внимание, различные мыслительные процессы), речевой деятельности человека. Научные открытия в этой области стали формировать совершенно новый взгляд на ресурсы и потенциал музыки и её применение в области лечения и коррекции различных нарушений.

Использование дыхания, различных упорядоченных звуков, метро-ритмическая структура, гармоническая и мелодическая составляющие при пении и игре на музыкальных инструментах имеют различные непосредственные и опосредованные связи с дыхательной, голосовой, артикуляционными отделами речевого аппарата, с прозодической и вербальной составляющей речевой деятельности. Подобным образом, внимание, память, различные мыслительные процессы, сенсомоторные, психические процессы участвуют, как в процессах говорения и понимании речи, так и при построении музыкальной деятельности или музицировании (при пении или игре на музыкальных инструментах, прослушивании музыки). Поэтому грамотное применение музыкотерапевтических принципов в работе над формированием и развитием речевых навыков, а также пониманием речи, способно оказывать существенное влияние на процессы речевой и языковой деятельности.

Кроме того, для гармоничного развития речи необходима слаженная работа не только самих речевых и языковых функций, но также согласованная работа взаимодействующих с ними когнитивной, сенсомоторной и психоэмоциональной сфер человека. C помощью средств музыкотерапевтической диагностики возможно выявлять существующие дефициты в работе различных фунциональных систем (в том числе, которые бывает сложно выявить посредством применения логопедических или нейропсихологических средств диагностики), а целенаправленное применение методов и техник музыкотерапии способствует их устранению и восполнению. Таким образом, при помощи терапевтического применения музыки, т. е. приобретения ребенком определенного музыкального опыта и навыков посредством музыкальной деятельности, может происходить изменение структуры нейронных сетей в работе мозга (т. н. нейропластичность мозга), что способствует нормализации процессов, ответственных, в том числе и за речевую деятельность.

Универсальность музыкального языка для общения в социуме трудно переоценить. Существует большое разнообразие музыкальных жанров и традиций в культурах различных стран, но для их восприятия человеку вовсе не нужно владеть каким-то специальным музыкальным языком. В этой связи, соместное музицирование как средство общения, в том числе невербального, является одной из ключевых составляющих в музыкотерапии. Использование определенных средств музыкального взаимодействия в рамках музыкальной терапии позволяет эффективно работать над различными компонентами речевой деятельности (такими как психосоциальная, коммуникативно-познавательная, побудительно-мотивационная и другие), которые оказывает большое, а иногда и ключевое влияние на формирование и развитие вербального общения.

Меньшенина Е.А., музыкальный терапевт Центра патологии речи и нейрореабилитации им. Анны Семкиной

Добавить комментарий

Вам будет интересно

Последние новости центра

Запишитесь
прямо сейчас!